Замечали ли вы, как, увлекшись чем-то новым, вы можете часами изучать информацию, иногда даже забывая про сон и еду? Возможно, это не просто интерес, а самая настоящая гиперфиксация. Но далеко не всегда желание броситься в омут нового хобби можно назвать нездоровым. Разбираемся, когда интерес выходит за рамки разумного: собрали рассказы трех человек, живущих в режиме постоянных гиперфиксаций, и расспросили специалистов — психолога Дарью Шейко и психиатра Валерию Намаконову.
Гиперфиксация — это как
Давно ли вы замечали у себя «гиперфикс»? Все чаще это слово используют в контексте любого, даже мимолетного (на день-два) увлечения. Прогуглил актера из нового сериала, а все эпизоды посмотрел за день? Купил новый альбом любимой группы? В этих действиях нет ничего необычного или настораживающего, да и само слово «гиперфиксация» люди не наделяют негативной коннотацией. Но все-таки отдельно обозначают свое состояние, используя термин, который вообще-то относится к специфическому состоянию повышенной концентрации.
Итак, строгое определение таково: гиперфиксация — состояние, при котором человек чрезмерно сосредоточен на одной идее, задаче или объекте, часто в ущерб другим аспектам жизни. Заподозрить гиперфиксацию у себя можно, если вы замечаете, что тратите непропорционально много времени и энергии на одно занятие, пренебрегая другими важными делами и обязанностями. Отличить гиперфиксацию от обычного увлечения можно по степени влияния на повседневную жизнь: увлечение приносит удовольствие и не мешает другим аспектам жизни, тогда как гиперфиксация может приводить к негативным последствиям.
Гиперфиксация не всегда оказывается признаком расстройства, но часто встречается при таких состояниях, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), аутизм и другие. Она также может возникать у здорового человека, особенно в периоды стресса или при наличии сильного интереса к какому-либо занятию. Психические особенности конкретной личности — например, высокая степень тревожности, перфекционизм и склонность к ригидному мышлению (когнитивная негибкость), — могут способствовать развитию гиперфиксаций.
Другими словами, гиперфиксация — это нездорово сильный интерес к чему-либо, по неволе захватывающий важные сферы жизни. Яркие впечатления от нового сериала, выражаемое, к примеру, в желании прочесть о нем несколько рецензий и написать собственную, сложно назвать гиперфиксацией, а вот одержимость актерами, доскональное изучение их биографий и личной жизни, походы на их спектакли и сталкеринг соцсетей — уже да.
Виды гиперфиксаций
Гиперфиксации могут различаться по своей природе и интенсивности. Основные виды гиперфиксаций включают:
- Интеллектуальные гиперфиксации: чрезмерное увлечение какой-либо идеей или темой. Это может быть интерес к фигурному катанию или причинам гибели группы Дятлова.
- Поведенческие гиперфиксации: повторяющиеся действия или ритуалы. Многократный пересмотр любимого сериала или постоянное прохождение онлайн-курсов — как раз этот случай.
- Эмоциональные гиперфиксации: зацикленность на определенных эмоциях или переживаниях. Сюда относится ностальгия по ушедшему 2007 или постоянный просмотр фотопленки, эмоционально погружающий человека в прошлое.
Гиперфиксация — не всегда спутник диагноза
«Рассадником» гиперфиксаций зачастую становятся фандома — субкультурные сообщества, участники которых объединены пристрастием к определенному жанру в искусстве, произведению, игре, персонажу, известной личности и в целом любой обширной теме с собственной легендой. Единомышленники подогревают интерес к действиям любимого актера или малозаметным деталям в новой серии сериала, создавая собственные альтернативные вселенные. Не всегда члены фандома гиперфиксированы на объекте своего внимания, однако постоянное изучение одной и той же темы зачастую приводит к реальной одержимости. О подобных интересах рассказали Даша и Оля — студентки 2-го курса, с подростковых лет состоящие в различных фандомах.
Оля и Даша, 20 лет:
«Ни у одной из нас нет диагностированных расстройств. Наши гиперфиксации в большинстве своем основаны на фандомах. Погружение в сообщество происходит довольно легко. Например, ты посмотрел какой-то фильм — он тебе понравился. Дальше ты пошел прочитал про всех актеров, которые там играют, изучил их фильмографию. Посмотрел другие фильмы и эдиты (эдит — короткий видеоролик с обилием спецэффектов, посвященный персонажу, произведению, личности и пр. — Прим. ред.). Рано или поздно в этой цепочке проявляется потребность в поиске единомышленников — таких же фанатов, разделяющих твое восхищение».
У Даши уже 4 года не проходит гиперфиксация на русское кино. Началось все в 2019 году, когда вышел фильм «Союз спасения». После него она посмотрела фильм «Майор Гром» и «Огонь», а дальше — как по накатанной начала смотреть другие какие-то фильмы и сериалы. Сначала было желание изучить абсолютно все, но сегодня бесконтрольной страсти Даша не чувствует. Последствия ее гиперфиксация вряд ли можно назвать «губительными»: девушка полностью перешла на российский контент. «Русское кино стало доступнее. Я полностью на ру-контенте и в фильмах, и в музыке — во всем», — говорит Даша.
Оля на протяжении полутора лет была сфокусирована на игре Genshin Impact: каждый день она заходила в игру, чтобы выполнять задания. «Когда случились события 2022 года, я искала способ уйти от реальности и спрятаться от новостей. Я начала смотреть одного непопулярного стримера, который играл в Genshin. Я не играла сама — меня успокаивало наблюдение за процессом. А затем решила попробовать. Внутренний счётчик в игре перевалил за 370 дней. Я считала, что мне ни в коем случае нельзя пропускать ежедневные задания: нужно обязательно зайти и выполнить», — рассказывает Оля.
Обе девушки признались, что для них периоды гиперфиксации — это скорее способ занять свободное время, нежели проблема: «Мы давно в мире фандомов. Чем старше ты становишься, тем более осознанны твои гиперфиксации. Ты можешь вовремя остановить себя и вернуться в реальную жизнь, сказав себе: „Хватит, это не настолько интересно“. Сейчас мы понимаем: если у нас есть дела, то потратить весь вечер на просмотр только что найденного сериала — не лучшая идея. Даже в периоды гиперфиксации объект нашего увлечения скорее становится неким стимулом продуктивности: чем быстрее ты сделаешь вузовское задание, тем быстрее вернешься к любимому фильму или игре».
Во взрослом возрасте, по заверению Оли и Даши, гиперфиксации на фандомах приносят гораздо меньше вреда, чем в подростковые годы: «В подростковом же возрасте ты можешь неосознанно построить свою личность на основе образа какого-то персонажа. Ассоциируя себя с этим человеком, в процессе невольно с ним сливаешься, теряя собственную личность. А во взрослом возрасте это сделать сложнее. Ты уже сформирован психологические, и чтобы „вижться“ в другого человека, нужно прямо-таки постараться. Еще один плюс „взрослости“ при гиперфиксации — возможность себя развлекать. Когда ты подросток, у тебя естественно нет собственных денег, и ты не можешь просто так пойти на концерт или купить мерч. Тебе нужно подойти к родителям и объяснить, зачем тебе та или иная вещь. А сейчас мы можем сами решать, куда тратить деньги».
Девушки убеждены, что подконтрольное увлечение, даже если оно гиперфиксировано, не мешает человеку жить. «В какой-то момент я понимаю, что в интернете больше не существует контента на нужную тему, который бы я не посмотрела. Тогда интерес плавно начинает пропадать. Иногда на смену ему приходит новый, но чаще всего я живу какое-то время без гиперфиксаций, пока не найду новую обсессию», — рассказывает Оля.
Ирина, 21 год
«У меня диагностирован СДВГ. Гиперфиксации — это неотъемлемая часть моей жизни. Причем конкретной сферы интересов у меня нет — меня может привлечь абсолютно всё.
Одна из самых странных гиперфиксаций случилась совсем недавно, когда мы с семьей планировали поездку в Беларусь. Я смотрела маршрут в Google Maps, чтобы найти местные достопримечательности, и неожиданно наткнулась на памятник воробью. С этого момента я загиперфиксировалась на воробье. Я прочитала сотни статей, пересмотрела тысячи фотографий и видео. Отпустило меня через три дня, когда о воробьях я узнала, кажется, всё, что было возможно.
Есть более обширные гиперфиксации, влияющие на мою жизнь. У меня такой неожиданно стали грузовики БелАЗ, о которых я узнала во время работы над курсовой. Я начала читать про какие-то суперинновационные грузовики с какой-то сверхгрузоподъемностью, о том, как они работают на карьерах, о том, как они транспортируются до карьеров, об их применении в типичных и нетипичных отраслях, о мерах безопасности, о способах сборки, о способе отлива деталей, о том, как конкурирующие европейские фирмы пытаются что-то копировать у БелАЗа. Конечной точкой в этой истории, как мне кажется, станет поездка на экскурсию на завод БелАЗ, которую я запланировала на это лето.
Мои гиперфиксации также распространяются на личные отношения. В моей жизни был случай, когда я проявляла неадекватную реакцию на абсолютно здоровые знаки внимания со стороны молодого человека. Один коллега постоянно делал мне комплименты, покупал кофе и всячески намекал, что я ему симпатична. В ответ на это, вместо проявления равносильных знаков внимания, я чуть ли ни собирала чемоданы, чтобы поехать в его родной город знакомиться с родителями и рожать детей. Для меня несвойственно такое поведение: я с ног до головы карьеристка. Но в тот момент мне казалось, что тот человек — центр вселенной, вокруг которого должна вращаться моя жизнь.
Самое страшное последствие гиперфиксации, с которым я сталкивалась, — неверно выбранная профессия. В 11 классе я убедила себя, что моя нынешняя специальность — это мое призвание. Тогда я не смогла отличить гиперфиксацию от истинной цели. Я отказалась сдавать на ЕГЭ предметы, которые изначально выбрала, ради того, чтобы поступить туда, где учусь сейчас. Однако спустя несколько месяцев учебы я поняла, что совершила ошибку, шансов на исправление которой у меня нет.
Я могла бы значительно больше пользы приносить в другом месте. Сейчас я работаю в маркетинге — смежная сфера с моей специальностью, но все же несколько другая история. Маркетинг значительно более про цифры и практический выхлоп, оцениваемый результат. Если бы я училась на этом направлении, мне кажется, мне было бы намного комфортнее. И я бы значительно лучше понимала, что мне делать дальше.
Если не брать в расчет историю о воробьях и другие из той же серии, большая часть моих гиперфиксаций сводится к карьере. По крайней мере, я их свожу в это русло. Если я тщательно изучила деятельность БелАЗ, я думаю о том, как применить это в сфере продвижения тяжелой промышленности. Если я работаю с тематикой ЗОЖ, я изучаю все досконально и сама становлюсь главным ЗОЖником.
При этом мои гиперфиксации не исчезают сами по себе. Они скорее «выбиваются» новым увлечением, которое переходит в новую гиперфиксацию. Не так давно я начала работать с психологом, и мне стало гораздо проще контролировать свои навязчивости. Однако я до сих пор испытываю страх, когда принимаю какое-то решение, так как порой я сама себе не могу ответить на вопрос: «Действительно ли я этого хочу?».
Как бороться с гиперфиксациями
Борьба с гиперфиксациями делится на несколько этапов:
- Осознание проблемы. Извечная классика психологии: признание наличия гиперфиксации и ее влияния на жизнь — первый шаг к решению проблемы.
- Прокачка опор. Правильно расставленные приоритеты помогают не выключаться из социальной жизни. Важно установить временные рамки для занятий, которые вызывают гиперфиксацию.
- Развитие гибкости мышления. При гиперфиксации необходимо учиться переключать внимание и развивать интересы в других областях. Быть открытым к новым знаниями и умениям, всесторонне развиваться и не зарываться в одной области — это не только отличная профилактика приходящих когнитивных нарушений, но и эффективный способ борьбы с рутиной и стрессом повседневной жизни.
- Профессиональная помощь. Когда состояние человека приносит дискомфорт ему и окружающим — это повод для обращения к профильному специалисту. Не все состояния подвергаются сугубо медикаментозному лечению. Часто это просто особенности психики, сравнимые с цветом волос или глаз.
Полностью избавиться от гиперфиксаций может быть сложно, но с помощью перечисленных методов можно значительно уменьшить их влияние на жизнь и научиться управлять ими. Работа с гиперфиксациями может включать когнитивно-поведенческую терапию (КПТ), медитацию, техники релаксации и развитие гибкости мышления.