Немногие отношения между кофаундерами выдерживают напряжение — исследования показывают, что 65% стартапов проваливается из-за межличностных конфликтов руководителей. Неудивительно, что в Кремниевой долине появился новый тренд — сооснователи компаний идут вместе на терапию, чтобы решить проблемы и научиться правильно друг с другом разговаривать. Рассказываем, есть ли у этого схожие черты с семейной психотерапией и что можно сделать на первых этапах разлада. Советы также пригодятся менеджерам и руководителям, которые часто разделяют ответственность и рабочие обязанности.
Кофаундеры, как и пары, не приходят за помощью в самом начале. Сперва действует эффект медового месяца — все рады началу работы, собранным инвестициям, первым успехам. Затем в игру вступают первые конфликты и разногласия. В идеале, именно в этот момент люди приходят к психологу или коучу.
Сегодня терапия для кофаундеров становится не просто модным трендом богатых ребят из Кремниевой долины, а обязательным инструментом развития лидерства и бизнеса. Психотерапевт Саша Люстгартен замечает, что отношения между сооснователями уникальны. В них есть высокий уровень стресса и с обеих сторон есть заинтересованность в получении денег и эмоциональной отдачи.
Многие сравнивают коммуникацию кофаундеров с тем, что происходит в семейной паре (только без романтики и секса), но Люстгартен считает, что лучшей аналогией будет совместное воспитание детей: «Вам не нужно любить друг друга, чтобы хорошо совместно управлять компанией. Но вам обязательно нужно работать как команда».
Психотерапевт Эстер Перель отмечает следующие признаки глубоких проблем в коммуникации между кофаундерами:
Вы продолжаете ссориться из-за одного и того же. Когда кофаундеры приходят к коучу и психотерапевту, можно увидеть, насколько предсказуемо идет их спор. Ни один из них не хочет уступать другому или идти на компромисс, так что они пускают обсуждение по кругу, пока кто-то не срывается или не устает.
Вы думаете, что человек преувеличивает и слишком остро на все реагирует. Когда кто-то испытывает яркие эмоции, и, кажется, что это не соответствует реальным масштабам проблемы, воспримите это как подсказку. Возможно, в разногласии есть что-то более глубокое, а вам тяжело подключать эмпатию во время конфликта.
Вы не говорите о сложных проблемах. Постоянное избегание вопроса, требующего незамедлительного решения — проблема, из-за которой рушатся компании. Самый тяжелый этап начинается, когда кофаундеры вообще перестают пытаться наладить коммуникацию. У всех работников появляется ощущение двух разных компаний с противоположными взглядами и стратегиями.
Если разногласия начинают влиять на рабочую атмосферу, Перель советует деконструировать конфликт и понять, какие симптомы есть в вашем случае. Чаще всего внимательный анализ обнажает три категории проблем: власти и контроля, заботы и близости, уважения и признания.
Власть и контроль
Какие вопросы можно задать. Чьи приоритеты важнее? Кто принимает решения? Кто остается допоздна и работает больше? Кто оставляет в стороне другого? Кто принимает участие во встречах высокого уровня?
Как проявляется. Слова обвинения или защиты. Часто можно услышать «ты ошибаешься» или «нет, это ты сделал (а) это». Один человек пытается подавить другого своей «правдой», чтобы сохранить власть и укрепить контроль.
Что можно сделать. Начните со своей собственной реакции и не концентрируйтесь на мелких деталях. Например, «я чувствую себя не при делах» или «я делаю всю работу, а ты принимаешь решения». Это может быть неприятно, но важно указать на дисбаланс власти и ваше отношение к этому.
Забота и близость
Какие вопросы можно задать. В случае чего, ты прикроешь мою спину? Мы с тобой заодно? Что тебя расстраивает — то, что я вообще это сделал или то, что я сделал это без тебя?
Как проявляется. В виде подорванного доверия. Часто можно услышать: «Я думал (а), что могу на тебя рассчитывать».
Что можно сделать. Три основных шага — признайте чувства другого (не опровергайте их), подтвердите вслух то, что вы это сделали (это покажет, что вы замечаете ценность и важность человека в вашей совместной работе), и подключите эмпатию.
Уважение и признание
Какие вопросы можно задать. Имеет ли значение моя работа? Оценивается ли она по заслугам? Видишь ли ты, как много и усердно я работаю? Мой вклад оценивается?
Как проявляется. Один из кофаундеров постоянно присваивает заслуги совместной работы, вклад одного не замечается и только критикуется.
Что можно сделать. Кофаундер, часто говорящий только от своего лица, должен попробовать переформулировать свои стандартные фразы на встречах — например, не «я сделал», а «мы сделали» или «с помощью отличной работы коллег, мы.».
Помните, что отношения (и семейные, и рабочие) не статичны. Они меняются и конфликты являются нормальной ее частью. Однако важно использовать их правильно и как можно раньше исправлять возникающие пробелы в коммуникации.