Все вокруг тапают «хомяка», то есть играют в мини-апп Hamster Kombat, который буквально взорвал Telegram в конце мая 2024 года. Что это за приложение, кто стоит за его созданием и почему пользователи надеятся, что свои тапы они смогут перевести в реальные деньги? Разобрались, как устроена самая простая точка входа в крипту.
Hamster Kombat — это вообще о чем?
Hamster Kombat — кликер, доступный пользователям через мини-приложение в мессенджере Telegram, которое запускается через одноименный бот @hamster_kombat_bot. Игроки принимают решения за хомяка — гендиректора криптобиржи. Сюжета по сути нет — есть только три показателя: энергия, прибыль за один клик и автоматическая прибыль в час.
Все механики игры тоже сводятся к трем:
- кликам на хомяка и мгновенному заработку монеток, количество которых определяется параметром «Прибыль за тап»;
- скупке карточек, отсылающих к тем или иным особенностям функционирования реальных криптобирж, и повышению параметра «Прибыль в час»;
- выполнению мини-квестов ради относительно крупной мгновенной прибыли (сбор комбо-карточек, угадывание шифра из азбуки Морзе, ежедневный чек-ин в приложении и задания от разработчиков).
«Прибыль в час» позволяет зарабатывать монетки и в офлайн-режиме, но только в течение 3 часов. Так что заходить в приложение нужно регулярно.
Запустили «хомяка» 25 марта, но только в конце мая 2024 года тапать его стали все — от дальнобойщиков до профессиональных криптоинвесторов. Одновременно с этим в русскоязычных соцсетях появилось огромное количество контента, связанного с приложением. В итоге к 5 июня количество игроков достигло 100 млн, а к сегодняшнему дню выросло до 120 млн. На YouTube-канал проекта подписано 20,8 млн зрителей, на телеграм-канал — 33 млн.
Откуда такие цифры?
Что приводит людей в приложение? Возможность заработать, вкладывая только минимальный временной ресурс. Успешный пример уже есть: в мае 2024 года крупные криптобиржи сделали доступной для торгов монету $NOT (на блокчейне TON), которую изначально «майнили» (а по сути — тапали) в кликере Notcoin. Натапать и выиграть с помощью заданий люди успели 100 миллиардов монет, но обмен виртуальных денег на реальные активы был установлен в пропорциях 1000:1. В итоге большинство игроков получили примерно от 10 до 100 тысяч рублей.
Notcoin торгуется до сих пор: в день листинга (допуск монеты на биржу) он просел на 85%, потом начал расти и, наконец, закрепился (хотя до сих пор может упасть). Пока неясно, станет ли он стабильной криптовалютой.
И тем не менее успеха Notcoin оказалось достаточно, чтобы породить волну подражателей. Hamster Kombat — не единственный популярный кликер, с помощью которого пользователи пытаются заработать сначала виртуальные, а потом и реальные монеты. Наряду с ним также существуют Blum и OnChain, а так же Catizen, который, в отличие от прочих, работает скорее в механике тамогочи и позволяет покупать игровую валюту, необходимую для полноценного геймплея, за реальные деньги.
Люди приходят в кликеры благодаря агрессивному маркетингу и реферальным ссылкам, которые им отправляют друзья, уже развивающие своих «хомяков». Без привлечения новых пользователей особо продвинуться в прокачке не получится — будет недоступна половина карт, позволяющих быстрее поднять заработок и необходимых для ежедневных комбо и мгновенного получения 5 млн хомячьих монет.
В целом, механика GameFi (Game Finance) — не новая. В последний раз такой же хайп получила игра STEPN, в которой крипту давали за пройденные и зафиксированные смартфоном шаги.
Юлия Паламарчук, продукт-менеджер и автор телеграм-канала «Дневник стартапера в WEb3»:
«Тренд на фарминг и таплки появился внезапно. Я думаю, что в таком виде, в котором это происходит сейчас, долго он не сохранится. Это однообразный процесс, который точно надоест пользователям. Думаю, что в будущем приложения будут продолжать использовать виральные механики, задания, подписки, но, возможно, в будущем пойдут в сторону мини-игр. Стоит ли присоединяться сейчас? Смотря что за проект, и какие сроки эйрдропа он обещает. Конечно, те, кто присоединился раньше всех, получат больше.
В фарминг приходят люди, далекие от криптовалюты, но в будущем они будут конвертироваться в более погруженных в тему пользователей. Конечно, вряд ли кто-то сможет заработать на квартиру: учитывая количество пользователей, сверхприбыли ждать не приходится — проекты не будут распределять все токены на юзеров. Тем не менее какая-то копеечка упасть может.
Кто натапает чуть-чуть, в крипту так и не зайдет. Тот, кто натапает побольше, будет иметь более высокую мотивацию обналичить деньги, а потому начнет разбираться в теме. Моя подруга, например, в крипте не разбирается, но натапала ноткоин. Зато разбирается ее муж, на кошелек которого все и вывели. Действительно, мини-аппы привлекают много новых, не «вебтришных» людей — то есть тех, кто не интересовался блокчейном и децентрализацией интернета до этого. Но в ноткоине, например, конверсия была не очень-то и большой, хотя, возможно, успех этой монеты скажется на конверсии следующих приложений.
Для заработка на TON и других монетах, реализуемых через Telegram, пользователь все равно должен обладать хоть какой-то экспертизой. Как минимум, он должен сделать кошелек (хотя, конечно, может использовать встроенный в Telegram кошелек, для использования которого сильно разбираться в принципах его работы не нужно). Но если человек хочет пассивно зарабатывать на своих активах, погрузиться в крипту ему все-таки необходимо.
Криптоподписчик или криптопокупатель стоит очень дорого — изначально в крипту было вовлечено мало людей, поэтому проекты было сложнее раскручивать, продвигать и финансировать. Кликеры позволяют уменьшить стоимость подписчика. Количество людей у себя в канале можно монетизировать дальше. Можно сделать токенсейл на эту аудиторию, начать продавать рекламу, давать реферальные ссылки: вариантов — куча. Учитывая, что за подписчиков все борются, и это — настоящая нефть, мини-апп — идеальный способ получить вовлеченного подписчика, который в криптовалюте стоит особенно дорого».
Насколько это безопасно?
В самой механике мини-приложений Telegram нет ничего опасного: специальный бот позволяет пользователю оставаться в мессенджере, при этом посещая сторонние сайты. Тем не менее теоретически в приложении можно разместить вредоносную ссылку. Впрочем, к Hamster Kombat это не относится — сайт безопасен.
Другой вопрос в том, что никто не знает, кто именно стоит за созданием «хомяка». Идентифицировать авторов приложения ни по YouTube-каналу, ни даже по магазину на одном из популярных российских маркетплейсов нельзя. При этом за другими тапалками стоят конкретные люди — Blum, например, запустили бывшие топ-менеджеры знаменитой криптобиржи Binance (Глеб Костарев, Владимир Смеркис и Владимир Масляков).
Да и сама концепция приложения похожа на троллинг: «хомяками» на биржевом сленге называют тех, кто мало что понимает в торгах, но пытается срубить денег, принимая сомнительные решения. При этом создатели и блогеры, продвигающие «хомяка», активно играют на чувстве FOMO (Fear of Missing Out) — страхе пропустить что-то очень крутое и важное. Пользователей убеждают в том, что Hamster Kombat скоро выстрелит, и все, кто поверил в проект, получат деньги.
И все-таки никаких донатов Hamster Kombat не требует (в отличие от еще одного приложения, сулящего крипту — Catizen), равно как и не просит пользователей делиться персональными данными. Пока единственное, что в игре точно можно потерять — время. Хотя залипнуть все равно не получится: энергия на тапы ограничена, а бесконечно покупать карточки невозможно — надо подождать, пока накопятся деньги на новые приобретения. Так что главное — не передавать персональные данные третьим лицам. Лучше отказываться от предложений накрутить монетки или приобрести ваш аккаунт.
Как заработать на Hamster Kombat и других «тапалках»?
Итак, все в Hamster Kombat играют не столько ради самой игры, сколько ради возможной финансовой выгоды от нее. Разработчики официально сотрудничают с представителями блокчейн-платформы TON, которая ранее была частью экосистемы Telegram, хотя позже стала независимой. После листинга — допуска монеты на биржу, — игроки получат свои $HMSTR именно на кошелек TON.
Откуда у игроков вообще возьмутся монеты? Благодаря эйрдропу, которого все «хомяки» и ждут. Эйрдроп — бесплатная раздача криптовалюты пользователям, которые присоединились к проекту (и поддержали его) еще до того, как он начал приносить гарантированную прибыль. Начисляют валюту обычно за выполнение заданий — приглашение друзей, подписку на конкретные каналы и так далее.
Юлия Паламарчук, продукт-менеджер и автор телеграм-канала «Дневник стартапера в WEb3», объясняет: «Бюджет на эйрдроп — по сути бюджет на маркетинг, благодаря которому в проект можно привлечь больше людей. При этом на эйрдроп закладывают не всю аллокацию токена, то есть раздадут только часть монет. Так что реальную стоимость валюта получит потому, что помимо играющих в приложении, есть куча людей, которые токен не получат в рамках эйрдропа, но захотят купить, делая ставку на то, что валюта потом поднимется. Предполагается, что спрос превысит предложение, и токен начнет приносить деньги. Так вышло у Notcoin — были пользователи, которые верили в то, что монета вырастет».
Создатели Hamster Kombat изначально обещали сделать эйрдроп в мае, теперь перенесли дату на июнь–июль. Также авторы приложения не указывают, по какому принципу будут раздавать монеты: говорят только, что все будет зависеть от прибыли в час, а не от текущего баланса монет на счету. Никакого обменного курса тоже не заявляли. Поэтому пользователям остается надеяться, что за Hamster Kombat стоят не мошенники, которые собираются нарушить свои обещания.
Пока в ожидании эйрдропа пользователи строят «фермы» для майнинга хомяковых монеток. Одна из таких, например, появилась в Тбилиси. Сколько денег потратили на оборудование фермы — неизвестно.
Тем не менее эксперты говорят, что даже если эйрдроп случится, вряд ли пользователи смогут рассчитывать на полученный актив в долгосрочной перспективе. Мемкоины — валюты, которые либо базируются на каком-то уже созданном меме (Dogecoin, Shitcoin и другие), либо создают его сами, — стабильным не назвать. Многие из них резко взлетают на старте, а потом падают до нуля.
В интервью «КоммерсантЪ FM» портфельный управляющий фонда Hardcore Capital Labs Филипп Васильев объяснял: «Это не является инвестиционной рекомендацией, но я бы советовал пользователям продавать активы в течение недели-двух после листинга. Это является самой разумной точкой продажи, потому что в этот момент наиболее активен маркетмейкер (брокеры и дилеры, поддерживающие торги и обеспечивающие операции в рамках договора с биржей). У него, скорее всего, подписан какой-то контракт с командой разработки, и он вынужден поддерживать цену и, возможно, толкать ее выше. Но, конечно же, лучше не продавать полностью, а лишь большую часть, то есть процентов 80–90. Остальные 10% стоит придержать. Возможно, если проект будет и дальше набирать популярность, развиваться, тогда можно уже будет продать остальную часть».
Кому все это нужно?
В любом случае, большую часть денег получат создатели Hamster Kombat. Они создали понятную для любого «хомячка» (не героя приложения, а самого юзера) наглядную и очень простую систему управление криптобиржей. То есть благодаря подобным играм криптовалюты вступают в стадию mass adoption — момент, когда продукт начинает интересовать массы, которые редко разбираются в теме и могут легко вовлечься в новые и не самые надежные проекты.
Сейчас создатели Hamster Kombat могут активно зарабатывать на своей вовлеченной аудитории и блогерах. Например, популярный техно-блогер Wylsacom на прошлой неделе выпустил довольно комплиментарное видео, посвященное игре — на следующее утро задание на просмотр этого ролика появилось в самом приложении. Кто кому заплатил — вопрос, но вряд ли такой жест на многомиллионную аудиторию мог быть простым актом дружеской поддержки. И, надо сказать, эффект от рекламы был: видео набрало 9,4 млн просмотров, в то время как остальные недавние ролики блогера редко переваливают за отметку в 400 тысяч.