В 2010 году выпускник Бауманки Александр Никитин создал «Школу программирования». Спустя четыре года вместе с Гайком Айрапетяном они сделали из нее образовательный портал GeekBrains, а еще через два года стартап купил Mail.ru Group. Сегодня GeekBrains — это курсы по программированию, маркетингу, дизайну и управлению для тех, кто хочет освоить профессию с нуля, а также IT-сообщество, которое проводит вебинары, воркшопы и хакатоны. Для нашей рубрики CEO (Chief Educational Officer) мы поговорили с Александром Никитиным о том, как будет развиваться образование, почему он не рискует критиковать вузы и когда можно будет учиться не напрягаясь.
«Десять лет назад многие вообще не понимали, что такое вебинар»
После окончания факультета программирования в Бауманке я подумал, что то, чему меня в вузе учили долгие 6 лет, я могу попробовать с помощью интернета рассказать быстрее и проще. Так появился проект «Школа программирования», где я начал сам вести вебинары. В то время не было ни рынка, ни конкурентов. Десять лет назад многие вообще не понимали, что такое вебинар. Один из первых моих учеников, Гайк Айрапетян, вскоре стал моим партнером, с которым мы с 2010 года и развиваем проект.
В 2010 году мы ничего не понимали про бизнес, не знали как работать с рекламой и даже не представляли, как люди находили наш блог, в котором мы выкладывали контент про программирование. Спустя четыре года появился GeekBrains — это можно назвать нашим ребрендингом. К этому проекту с точки зрения бизнеса мы уже отнеслись серьезнее. В тот момент мы почувствовали, что сформировалась аудитория, которая хочет учиться в интернете, и под этот запрос создали нашу площадку. Помимо курсов, мы сразу стали генерировать много бесплатных материалов, чтобы люди могли дольше оставаться у нас на сайте, находить полезную информацию и общаться.
В 2016 году нас купил Mail.ru Group. Друзья часто спрашивают меня, как я оцениваю эту сделку. Проблема в том, что тут нельзя провести A/B тест и угадать, как бы сложилась судьба GeekBrains, если бы этой сделки не было. Мы начали переговоры с Mail.ru Group еще в 2015 году: на тот момент мы были в 15 раз меньше, чем сейчас, а в команде вместо 250 человек, работали 20. Сложно недооценивать такой рост.
«Мы много раз догоняем потенциального клиента, прежде чем он остается у нас учиться»
Первое время преподавали только мы с Гайком. Потом проект начал расти, к нам присоединялись единомышленники — действующие программисты, которые хотели делиться своими знаниями. Сначала мы им сами объясняли, как учить, как общаться со студентами. Сейчас у нас есть команда методистов, которая помогает преподавателям правильно подавать свои знания.
Большинство наших программ — с нуля и до освоения профессии. Именно такой запрос у основной части пользователей. В целом, на работу над новым курсом от идеи до публикации первых записанных уроков у нас уходит 2-3 месяца. Сначала мы тестируем нашу гипотезу, пытаемся понять, насколько она стоит траты времени и финансов. Если результаты говорят о том, что людям интересен такой курс, мы начинаем поиск экспертов. К моменту публикации на сайте первого урока у нас не всегда есть полная программа курса, детали финальных занятий часто дорабатываются в процессе.
Сегодня наша целевая аудитория в основном уже знает наш проект. Тем не менее, воронки продаж устроены сложнее, чем «пользователь посмотрел бесплатный вебинар — пользователь выбрал какой-то платный продукт». Как правило, мы много раз догоняем потенциального клиента, прежде чем он остается у нас учиться. Записался на один вебинар и не пришел, мы показываем ему рекламу, он возвращается на площадку GeekBrains, смотрит другие материалы, читает наш блог. Сегодня у пользователя есть миллиард путей к нам, что, конечно, представляет для нас сложность.
«В отличие от блокчейна, повышенное внимание к образованию имеет основание»
Рынок образовательных проектов растет в геометрической прогрессии. Я вижу, как каждый год появляется все больше интересных игроков, но пока это только начало. Интересно, как этот рынок будет развиваться. У нас в первые две недели карантина произошел существенный рост: количество регистраций на сайте выросло почти на 650%, количество студентов на бесплатных курсах — на 500%, а количество студентов на платных курсах — примерно на 90%.
В отличие от условного блокчейна, повышенное внимание к образованию имеет основание, это понятный тренд. Я 10 лет работаю в этой сфере и вижу, из чего это выросло. Неудивительно, что такие большие игроки, как «Яндекс», Mail.ru Group, «Сбербанк» тоже пошли в образование. Во-первых, логика их развития — следить за рынком, не упускать тренды, поэтому мимо обучения они пройти не могли. Во-вторых, для них это — красивая, благородная история с точки зрения имиджа.
Я не считаю, что деление на офлайн и онлайн принципиально. Онлайн — это инструмент, как и, например, телефонная связь: можно встретиться лично, а можно созвониться. Зависит от человека и того, как ему комфортнее воспринимать информацию. И офлайн, и онлайн останутся с нами еще на долгие десятилетия. Ровно как с приходом кино никуда не исчез театр, хотя сто лет назад боялись, что это может произойти.
«В идеале мы могли бы работать с вузами вместе»
Наше обучение — альтернативный способ получения профессии. Соответственно, наши ученики — не типичные студенты вузов 18-20 лет. В основном это люди, которым 25-35, у них уже есть образование, жизненный и профессиональный опыт. Теперь они хотят освоить новые навыки быстрее, чем за пять лет.
У нас был удивительный студент: ему было за 40, он работал в Питере на складе, а потом решил пойти к нам учиться и в итоге кардинально изменил свою жизнь. После окончания учебы мы позвали его в Москву работать у нас в компании разработчиком.
В университет идут не только за профессией, но еще и за корочкой, и за отсрочкой от армии, и наконец, просто потому, что так принято. Я с большим уважением отношусь к вузам, потому что им нужно не только навыки дать, но и помочь человеку в 17 лет обзавестись собственным интеллектом. Вузы решают эту задачу методами, которые формировались столетиями совсем не глупыми людьми, поэтому я не нахожу в себе смелости сильно критиковать высшее образование. Мы с ними решаем разные задачи студентов, но в идеале могли бы делать это вместе. В дальнейшем мне бы хотелось видеть развитие сферы образования в сближении вузов с такими проектами, как наш. Думаю, история с карантином подтолкнула университеты к серьезным размышлениям на этот счет.
«Обучение 2.0 начнется, когда кто-нибудь придумает, как учиться без нагрузки для мозга»
Во многом возможность непрерывного образования — в доступности информации: ты можешь в любом месте в любое время в любом удобном формате узнать что-то новое. Человек должен всю жизнь стремиться к тому, что ему интересно. Хуже всего заниматься чем-то изо дня в день, что не приносит никакого удовольствия, в чем ты не хочешь развиваться. Если ты нашел свое дело, тебе хочется узнать о нем больше. Мы в этой истории выступаем помощниками.
В нашем ритме хочется получать информацию в сжатом виде, поэтому мы все больше выбираем короткие тексты и видео. В 2014 году все ссылались на громкую цифру: на Coursera до конца обучения доходят 6%. Сейчас эти показатели упали в два раза. Я сам из тех 97%, которые не доучиваются до конца, потому что жизнь часто вносит свои коррективы в график. С одной стороны, не вижу в этом ничего страшного: ты понял, что тебе это неактуально и бросил. С другой — нужно все же быть готовым перед началом учебы, что тебе придется напрягаться. В этом вообще главная проблема: мне кажется, обучение 2.0 начнется, когда кто-нибудь придумает, как учиться без нагрузки для мозга. Мы спрашивали наших студентов: «У тебя вечером была возможность посмотреть коротенький ролик полутораминутный, почему ты этого не сделал?» В большинстве случаев нам дословно говорили: «Не хотелось грузиться». Проблема в том, что пока непонятно, как выстроить обучение так, чтобы и не напрягаться, и крутым программистом стать. Если ты учишься ради корочки, галочки, чего угодно, то делай это, как хочешь. Но если ты делаешь это, чтобы получить новую профессию, изменить свою жизнь, создать что-то прекрасное, то будь добр, напрягись.
Только полезные посты и сторис — в нашем Instagram