Пандемия COVID-19 поставила в трудное положение не только малый бизнес, кафе и рестораны, но и культурные пространства. Особенно от карантина пострадали театры — спектакли пришлось отменить, продажи билетов приостановлены, а вместе с этим исчезла и выручка. Чтобы не останавливать работу, некоторые театры показывают спектакли онлайн, Мастерская Брусникина первой успешно освоила формат стримов. «Цех» попросил директора Мастерской Екатерину Троепольскую рассказать о том, как в условиях карантина команде удалось создать ежедневно обновляющийся онлайн-фестиваль и с каким трудностями они сталкиваются в эти непростые времена.
Что изменилось с коронавирусом
С первым же указом [Собянина] мы закрыли Мастерскую и самоизолировались. Мы сразу смирились с тем, что произошло, и решили не принимать каких-то полумер, отказавшись от идеи «маленьких» спектаклей. Видимо из-за того, что мы сразу приняли неизбежное, у нас появилась креативная волна и мы придумали Brus Home Festival. В театральной среде мы одними из первых освоили онлайн-формат. Сейчас стримят уже все, а мы успели найти собственное лицо в мире тотального онлайна. Поэтому, как мне кажется, нам немного легче существовать в новом мире.
Как живут и работают актеры
Мастерская Брусникина — это некоммерческая организация. Зарплату у нас получает только администрация — это примерно 20-30 тысяч рублей плюс премии в нормальное время. Ставка актера — 5 тысяч, а все остальное — это выплаты за выход на сцену, всего получается около 50-70 тысяч. У кого-то поменьше, но зато они имеют больше свободного времени. У нас все рационально: сколько сыграли, столько и заработали.
Так было раньше, а сейчас мы не зарабатываем ничего. Площадки, на которых мы играли, делятся с нами прибылью от спектаклей, и у нас еще есть небольшой запас денег, который они должны нам прислать. Мы понимаем, что и у них трудные времена — нужно возвращать билеты — поэтому мы стараемся друг друга поддерживать. Пока кризис еще не отразился на Мастерской, зарплаты за частично сыгранный март все получили в полном объеме. Что будет дальше, мы не знаем. Все наши онлайн-стримы мы делаем бесплатно. Актеры сами придумали этот формат и даже не спрашивали, буду ли я им за это платить.
Конечно, если карантин затянется на длительный период, мы будем пересматривать нашу экономику. Повезло, что нам сейчас немного должны. Возможно, нам немного помогут меценаты.
Возможно, государство как-то поддержит государственные театры и они получат некоторые компенсации. Мы же находимся в слепой зоне. Некоммерческой организации никто не может дать деньги напрямую, особенно после дела «Седьмой студии». Поэтому государство вряд ли повернется к нам и скажет: «Вот, держи, друг, это тебе за то, что ты не сыграл». Наша задача сейчас — продемонстрировать государству, партнерам и зрителям, что мы живы и не собираемся тонуть. Мы уже ввязались в эту драку.
Как придумали Brus Home Festival
Сразу после закрытия, к нам пришло очень много советчиков, все они убеждали нас начать делать регулярные стримы. Эта идея не казалась нам удачной, пока наша завтруппой Эмилия не связалась с телеканалом «Дождь». Когда мы поняли, что не будем вариться в своем котле, то в нашем актерском чатике сразу родилось много идей. «Дождь» предоставил нам прямой эфир и большую аудиторию. Не все получилось сделать: например, читки пьес не выдержали проверки зрительским вниманием, но мы смогли придумать соответствующий контент.
Также мы работаем в своих соцсетях: делаем очень простые трансляции, где актер выходит в прямой эфир. Это весело, не очень длинно и не требует никакого специального производства. Мы также используем Zoom — это помогло нам отказаться от затрат на съемку. Еще у нас есть несколько качественных съемок спектаклей, их мы просто выкладываем в сеть.
Как зрители могут помочь
Сейчас нас поддерживают обычные люди, наши зрители. Кто-то делает пожертвования, кто-то не возвращает деньги за заранее купленные билеты. Сначала мы завели «Яндекс-кошелек», но эта система не очень хорошо защищает пожертвования. Поэтому мы решили запустить специальную благотворительную кнопку, теперь поддержать нас можно прямо на нашем сайте. Совместными усилиями, поддерживая друг друга, мы справимся и все перенесем. Эти деньги мы будем использовать как кассу взаимопомощи.
Что будет дальше
Мастерская Брусникина — это больше полусотни человек, мы переживаем все это коллективно, но настроения у всех разные. В какой-то степени наше несчастье нам помогает. Мы и раньше жили без собственного театра и офиса, поэтому привыкли работать онлайн. Конечно наши административные службы горят от работы: нужно дизайнерить картинки, составлять расписание, согласовывать его. Ежедневный фестиваль — это очень сложная работа. При этом мы уже видим неожиданные результаты, нам даже стали предлагать интеграции и партнерство.