В рубрике «Полезное чтение» мы просим экспертов в области образования, друзей «Цеха» и известных людей рассказать нам о нон-фикшн книгах, которые помогли им в карьере, саморазвитии и самообразовании. В новой подборке своим списком любимой и полезной литературы делится режиссер, сценарист, член Союза Кинематографистов России Алла Дамскер.
«Через лихолетие эпохи», Марина Цветаева и Борис Пастернак
Марина Цветаева и Борис Пастернак познакомились в 1918 году, но истинное открытие друг друга случилось для них только в 22-м году, когда она уже была в эмиграции, а он остался в советской России. Их невероятный роман в письмах длился почти 14 лет: Цветаеву и Пастернака разделяли не только границы и расстояния — они не могли быть вместе ни при каких обстоятельствах. Когда читаешь их письма, то буквально тонешь в музыке этих разговоров и не можешь оторваться, хотя прекрасно знаешь, каким окажется трагических финал их «невстречи». Эта переписка меня обожгла и окрылила, и в итоге она легла в основу пьесы «1926», спектакль по которой я имела счастье поставить с Елизаветой Боярской и Анатолием Белым.
Laterna Magica, Ингмар Бергман
В Ингмаре Бергмане меня восхищает многое: его бешеная работоспособность, откровенность в диалоге с читателем, способность выражать свою боль в творчестве. К Бергману я пришла уже в зрелом возрасте — я не считаю, что книги нужно читать против воли, всему свой срок, и какое счастье — понимать, что впереди тебя ждет еще масса открытий. Laterna Magica — это очень глубокий разговор великого режиссера с читателем: в нем истории романов, браков и закулисной жизни прерываются размышлениями о сущности кино, театра и счастья.
«Искусство жить на сцене», Николай Демидов
Николай Демидов — физиолог, врач, ученик и соратник Станиславского. Суть его уникального метода работы заключается в доверии к себе, к своей внутренней гениальности, которая дана нам изначально. Думаю, многие хотели бы открыть себя без насилия, без попыток изобразить кого-то другого, хотели бы научиться присутствовать в моменте и слышать свое бессознательное. Я прочитала книгу Демидова и все попробовала на практике — это работает.
«Игры, в которые играют люди», Эрик Берн
Я помню, как подарила эту книгу своему сыну в его подростковом возрасте — теперь это издание живет в моей переезжающей по городам библиотеке. Если верить Эрику Берну, мы — это триединство взрослого, ребенка и родителя, а творчество исходит как раз из нашего внутреннего ребенка. И если ему страшно и одиноко, то его единственное желание — убежать и спрятаться под кровать. Тогда как же его оттуда достать? Идеи Берна вдохновил меня на создание марафона, который раскрывает творческий потенциал и снимает страх белого листа. Я провела его в первую волну карантина, и люди самого разного возраста, пола и рода занятий подтвердили, что методики Берна отлично работают. С его трудами я рекомендую ознакомиться всем.
«Пустое пространство», Питер Брук
Питер Брук — еще один мастер, до понимания которого нужно дорасти в своем темпе. В «Пустом пространстве» Брук делит театр на «неживой», «грубый», «священный» и театр как таковой. Первым делом он рассказывает читателю о неживом театре, но вряд ли кто-то хочет им заниматься. Чтобы найти идеальный «формат» Брук советует постоянно находиться в поиске и прислушиваться к себе: «Начиная работу, режиссер должен иметь в качестве направляющей силы то, что я называю „бесформенным предчувствием“. Иначе говоря, интуиция, сильная, но остающаяся в тени, должна указывать ему на главную форму, на тот источник, из которого пьеса манит его». Развитием «бесформенного предчувствия» я продолжаю заниматься до сих пор.
«Кино между адом и раем», Александр Митта
Профессию сценариста я осваивала сама: до этого я работала на телевидении, но вскоре поняла, что телевизионная суета мне не близка и пора всерьез разбираться со своим призванием. После второго проданного сценария я решила, что пора сверить ориентиры. Это была первая книжка по сценарному мастерству, которую я прочитала — сейчас, после многих лет преподавания драматургии, я считаю ее одной из самых полезных для начинающих авторов. Режиссер Александр Митта очень доступно, живо и на собственном опыте рассказывает, как постичь весь процесс создания кино: придумать сценарий, поставить фильм и сыграть в нем главную роль во всех смыслах этого слова.
«Анатомия истории», Джон Труби
Эта книга — 22 шага к успешному созданию настоящей истории. Именно от Труби я впервые услышала о моральной и психологической нужде персонажа: оказывается, недостаток героя не только наносит урон окружающим его людям, но и крайне деструктивен для него самого — сам же герой этого не осознает. Труби предлагает поиграть в конструктор из двадцати двух кирпичиков: из них вы можете собирать свое «кино» в любом порядке и наполнять его личным творческим содержанием. Этот процесс увлекает абсолютно всех. В конце концов, взрослые люди играют в Лего, даже если этот набор деталей куплен уже для их детей.
«Дорожная карта шоуранера», Нил Ландау
Шоураннер — это человек, который полностью отвечает за создание сериала: его автор, исполнительный продюсер и вдохновитель в одном лице. На мастер-классах Нила, как и Джона Труби, я была лично — впитывала знания, училась и после применяла на практике. Эта книга вышла четыре года назад и буквально перевернула мир нашей сериальной индустрии: в ней описан, как заявлено на обложке, 21 полезный совет для сценаристов, как создать и поддерживать успешный телесериал. На самом деле советов и полезной информации в книге гораздо больше: этот большой сборник интервью с успешными шоураннерами нашего времени, которые Ландау собрал и обработал, будет полезен не только начинающим сценаристам, но и тем, кто хочет понять, какова структура сериала изнутри на самом деле.
Homo Amphibolos, Софья Агранович и Сергей Березин
Я читаю много специальной литературы, предмет исследования которой — сценарий или спектакль, но убеждена, что читать книги о смежных дисциплинах и даже о совсем иных понятиях нужно не меньше. Homo Amphibolos как раз относится к числу таких. Ее авторы убеждены, что «смех сделал человека человеком». Эта революционная мысль удивительна, хотя, казалось бы, очевидна: еще Аристотель говорил, что главное отличие человека от животных в том, что последние не смеются: они могут страдать, испытывать боль, проявлять радость и даже ругаться, но увидеть смешное и засмеяться — нет. Почему? Книга размышляет не только о природе смеха, но и о том, что именно делает человека таким, какой он есть.
Только полезные посты и сторис — в нашем Instagram