Писать о себе — не так просто, как кажется. Иногда жизнь подкидывает нам сюжеты оригинальнее любого авторского замысла. Но как зафиксировать эту оригинальность, как поделиться ею с читателями? Ведущие осенней мастерской CWS «Автофикшн: от личного эссе до экспериментального романа»: писательница, драматург, автор телеграм-канала Go fiction yourself Арина Бойко и писательница, преподаватель creative writing, редакторка-исследовательница в БФ «Шалаш» Наталья Калинникова. Они рассказали «Цеху», как «приручить» жанр, который нарушает все правила художественного текста.
Терапевтический эффект
Автофикшн — жанр, родившийся на пересечении автобиографии и художественной литературы. Термин предложил французский писатель Серж Дубровский: «автофикшн — это вымысел абсолютно достоверных событий и фактов». Преимущество автофикшн перед, например, мемуарами в том, что здесь никто не потребует от вас стопроцентной достоверности и «души нараспашку» (если вы этого сами не захотите). Вы вольны выбирать: писать от первого лица или скрыться за обезличенным рассказчиком, изменить имена героев или оставить всё как есть.
Психотерапевтическое свойство автодокументальных жанров отмечает филолог Ирина Савкина в книге «Разговоры с зеркалом и Зазеркальем»: «Это своего рода разговоры с зеркалом, со своим другим Я, отчужденным и возвращенным себе». Акт письма, по Савкиной, несет в себе мощную когнитивную установку: «Я пишу, значит, существую». Для многих автофикшн становятся пространством для рефлексии, а писательские занятия — ценным временем для фиксации событий и эмоций.
Работа с личной памятью
«Я не люблю придумывать», — говорят наши студенты. Но вся суть автофикшна как раз в том, что придумывать и не надо. Просто выбираете событие из жизни — и пишите про него, как есть. Но как сделать так, чтобы сохранить и интересный сюжет, и «правду жизни», и отношения с теми, про кого вы написали — большой вопрос. На него нельзя ответить однозначно — только в процессе работы над текстом. Соотношение документальности (фактичности) и вымысла — главная проблема автофикшн, и её каждый раз приходится решать заново.
Автобиографическая память хоть и относится к долговременной декларативной памяти, но тоже далеко не идеальна. Если вы хоть однажды вели дневник, то могли убедиться в этом на собственном опыте. Эмоции — недолговечная материя, но самая ценная для писателя. Исследовательница автофикшн и писательница Катерин Куссет замечает, что в автофикшне факты заменяются переживаниями, но именно от переживаний читатель и ждет достоверности.
Письменные практики — отличный инструмент для фиксации повседневных происшествий, наблюдений и мыслей, которые позднее могут лечь в основу вашего автофикшн-произведения. Способов такой фиксации множество: писать от руки или в заметках на телефоне, вести закрытый телеграм-канал или гугл-документ. Так, писательница Элиф Батуман спустя пятнадцать лет обнаружила записи, которые вела, когда училась в университете, и доработала их до полноценного романа воспитания «Идиотка», который принес ей мировую славу и был номинирован на Пулитцеровскую премию.
Свои правила
Чтобы написать автофикшн, необязательно зубрить «Поэтику» Аристотеля и разбираться во всех тонкостях композиции. Кросс-жанры — это литературная лаборатория, здесь приветствуются свежесть взгляда и новаторство.
Поток сознания, фрагментарное повествование и эпистолярная форма — в автофикшн-каноне множество примеров того, как можно выстроить неожиданный нарратив. Для вдохновения советуем почитать I Love Dick Крис Краус и «Синеты» Мэгги Нельсон — две культовые книги жанра, написанные наперекор аристотелевским заветам. В I Love Dick пылкие признания в любви критику по имени Дик соседствуют с рассуждениями самой Крис Краус об искусстве и с подробными бытовыми описаниями. Это одновременно роман в письмах, эссе, травелог и мемуары. А в «Синетах» текст поделен на 240 небольших фрагментов. Необычная форма делает истории об одиночестве, расставании и синем цвете афористичными и запоминающимися. Мы всегда призываем студентов экспериментировать с формой, особенно если классическая структура рассказа кажется тесной или непонятной. Это ваша история, и вы имеете право рассказать её так, как хотите!
Разговор о важном
Хотя автофикшн популяризировали «мужские» тексты — «Моя борьба» Карла Уве Кнаусгора и «Жажда реальности: манифест» Дэвида Шилдса, сегодня появляется все больше автофикшн-романов, написанных женщинами, квир-персонами и представителями этнических меньшинств. Яркий пример такого текста — автобиографический роман «Лишь краткий миг земной мы все прекрасны» американского писателя вьетнамского происхождения Оушена Вонга. Здесь важна оптика и личность рассказчика: будучи миллениалом-эмигрантом, Вонг рассказывает о своем детсве во Вьетнаме, опыте взросления и отношениях с матерью. Российской литературе остро не хватает историй, рассказанных из личного опыта. Автофикшн — как раз подходящий для этого жанр. Пишите о том, что не дает вам спать по ночам: будь то неразделенная влюбленность, карьерный провал или домашние заботы. Кому-то может показаться, что все это недостойно художественного осмысления, но мы так не считаем. Честно и бескомпромиссно рассказанная история точно найдет отклик у читателей. Тысячи людей, переживших нечто похожее, узнают в ней себя и почувствуют себя менее одинокими.
Стать замеченным
Каждый автор мечтает, чтобы текст увидел свет. В России постоянно появляются новые издательства и литературные журналы, так что дебютная публикация сегодня стала реальностью!
Если вы написали свой дебютный первый рассказ или повесть, то попробуйте отправить ее в один из литературных журналов. «Дружба народов», «Знамя» и «Юность» — вот лишь несколько классических «толстяков». Почитайте их номера и найдите контакты редакции через библиотеку «Журнального зала». Кроме толстых журналов, существует целый ряд независимых изданий со своей аудиторией: «Прочтение», «Незнание», «Тетрадь в клетку» и Teens Write. Все они работают по системе опен-коллов — с определенной периодичностью принимают тексты для публикации на почту. Перед отправкой советуем ознакомиться с редакционной политикой: часто у опен-коллов есть определенная тема, а у редакций — формальные требования к заявкам. Если вы закончили целую книгу, то можно самостоятельно опубликовать книгу на платформах Литрес, MyBook и Букмейт, а также предложить ее в издательство, чьи книги вам хорошо знакомы, и которое могло бы заинтересоваться российским автофикшном.
Все самое важное и интересное собираем на нашей странице ВКонтакте