Обычно слово «pivot» применяют по отношению к стартапам — оно означает смену бизнес-модели, продукта или сферы деятельности. А мы назвали так новую рубрику с историями людей, которые полностью изменили свою карьеру. Екатерина Моисеева хотела стать архитектором, но ушла в PR, хотя работа не приносила ей особого удовольствия. Затем она увлеклась йогой и решилась изменить свою жизнь: выучилась на тренера и сейчас ведет групповые практики. В интервью «Цеху» Екатерина рассказала, как йога помогла ей справиться с проблемами со здоровьем и почему она не жалеет о потраченном времени и деньгах, вложенным в свое образование.
Из строителей в пиарщики
В школе я хотела стать архитектором или строителем. Я ответственно подошла к этому решению: начала ходить в Малую Архитектурную Академию, готовилась и поступила «на бюджет» в СФУ (Сибирский Федеральный Университет — Прим. «Цеха») на строительный факультет. Мне тогда только исполнилось 17 лет. Все было по-студенчески весело: мне нравились люди, атмосфера, но постепенно ко мне пришло осознание, что я не хочу этим заниматься. У нас ведь приятно: поступить «хоть куда», просиживать штаны, потом пойти куда-нибудь работать. Я так жить не хотела, и даже иногда ревела дома от неопределенности.
Тогда у меня состоялся серьезный разговор с мамой, она сказала, что я просто не была готова к университету, мне нужно привыкнуть и посоветовала сдать еще одну сессию. Но закрыв следующий семестр, я поняла, что теряю время. Я перевелась на заочку и начала работать.
Вскоре я решила уйти в другую сферу: меня привлекли PR и реклама. Мне пришлось пересдать все ЕГЭ — для поступления нужны были другие предметы, я выучила английский и поступила на связи с общественностью в Аэрокосмический университет (СибГУ им. М. Ф. Решетнева — Прим. «Цеха»). Я понимала, что смогу поступить только «на платку», но ведь я сама ушла с бюджета. Я работала и оплачивала обучение, родители мне помогали — в то время это стоило почти полмиллиона рублей.
Я с благодарностью вспоминаю этот период, полученный опыт публичных выступлений и знание английского мне очень пригодились. При этом после окончания вуза я по-прежнему не знала, чем буду заниматься дальше. Я быстро поняла, что в Красноярке у нашей профессии есть своя специфика: к пиарщику выставляют требования как к маркетологу и специалисту по рекламе в одном флаконе. Так было и в одном из проектов, который я помогала развивать. Меня это не совсем устраивало.
Йога как лекарство
В университете я сначала подрабатывала администратором в автосалоне, а затем в частной музыкальной школе. Удовольствие от работы я получала в процессе коммуникации с людьми, мне нравилась управленческая деятельность. В музыкальной школе я занималась структуризацией работы с клиентами и выстраивала взаимодействие с сотрудниками. Это было интересно, но мне все равно казалось, что я не на своем месте. У меня сильно ухудшилось самочувствие. Врачи проверили меня от макушки до пяток, но ничего не нашли и сказали, что это психосоматика.
Тогда я много читала с телефона и в приложении мне на глаза попалась книга «Основы хатха-йоги», я интуитивно почувствовала, что хочу ее прочесть, хотя йогой на тот момент я не занималась. Это было отправной точкой в моем знакомстве с йогой. Я поняла, что мне интересна эта тема и я хочу углубиться в ее изучение. Я купила себе кучу книг по анатомии и философии йоги, в свободное время читала и занималась практикой.
Сначала я смотрела на йогу только с точки зрения физических упражнений, но вскоре я заметила, как практики положительно влияют на мое психологическом состояние и даже отношение к миру. Оглядываясь назад, я могу с уверенностью сказать, что я три года назад и я сейчас — это два кардинально разных человека.
Новый путь
Со временем я поняла, что хочу делиться своими знаниями. Я стала транслировать свое увлечение в инстаграм. Мне задавали много вопросов, спрашивали, почему я не преподаю. Я считала, что не могу это делать без специального образования, но потом решилась провести со всеми желающими совместную практику. Многие захотели продолжить занятия, это придало мне уверенности. Плюс ко всему я, возможно, впервые ощутила то самое абсолютное удовлетворение от того, что я делаю. Я прошла специальные курсы и начала преподавать, совмещая это с основной работой в частной школе иностранных языков.
Летом мы с группой занимались в парке — это было очень здорово, но с сентября об «уличных» практиках можно было забыть. Тогда у меня было много страхов: как же я теперь организую весь процесс, смогу ли совмещать с работой. Но все получилось — я сняла зал и веду группы там.
Я долго думала, как и где мне себя прорекламировать, и моя знакомая посоветовала мне написать объявление в группе нашего жилого комплекса. Неожиданно я получила очень большой фидбек: в первый месяц ко мне пришли 15 человек и 13 из них остались заниматься. Я заметила, что в случае с йогой не работают мои сложные стратегии и планы, но, когда я не планирую, все получается как бы само собой.
В онлайн-формате есть свои минусы — я не могу полноценно скорректировать человека при отстройке асан. К тому же я понимаю, что у многих сейчас не самая простая финансовая ситуация, поэтому беру чисто символическую сумму.
Смелость и поддержка
Мне очень повезло, моя семья всегда меня поддерживала, особенно мама. Возможно поэтому есть смелость принимать такие решения: не понравилось — ушла, попробовала другое. Мне никогда не говорили, что я занимаюсь ерундой или у меня что-то не получится. Мой брат, наоборот, когда видит, что я даю задний ход или делаю меньше, чем могу, всегда говорит мне об этом.
Сейчас я получаю от йоги небольшой финансовый поток, но чтобы он стал достойным, нужно сконцентрироваться на чем-то одном. Я понимаю, что увольнение с основной работы — это падение доходов, йога не станет приносить мне столько же денег прямо сейчас. Это не дает мне сделать окончательный шаг к работе на себя, но я готовлю финансовую подушку для этого решения. В будущем я хотела бы открыть свою собственную студию.
В большинстве случаев люди боятся перемен, потому что это разрушит их привычный ритм жизни. Но, возможно, именно он и не дает нам быть по-настоящему счастливыми и свободными. Очень сложно сразу найти свое дело, для этого нужно как можно больше пробовать и не бояться ошибок. Оглядываясь назад, я понимаю, что мои «ошибки» — путь к реализации мечты.