Обычно слово «pivot» применяют по отношению к стартапам — оно означает смену бизнес-модели, продукта или сферы деятельности. А мы назвали так новую рубрику с историями людей, которые полностью изменили свою карьеру. Кирилл Зуенков учился на программиста, но построил успешную карьеру менеджера по закупкам в авиации. А затем устал от своей работы, устроился помощником столяра и сейчас делает мебель на заказ. Он рассказал «Цеху», почему курсы столярного дела бесполезны и зачем работать подмастерьем бесплатно.
Карьера в авиации
В 16 лет почти никто не знает, чего хочет. В итоге я поступил в МАТИ на факультет информационных технологий. В первые годы студенчества работал курьером, а на пятом курсе ребята постарше рассказали о вакансии менеджера по закупкам в авиации. Я прошел собеседование, устроился и остался в этой профессии на шесть лет.
Когда я говорю о первой профессии, это звучит гордо и красиво — «авиация». Но по факту я просто был менеджером по закупкам, а потом — начальником группы закупок. Работал в S7, ВИМ-Авиа, других компаниях. У меня был неплохой карьерный рост, я довольно много зарабатывал и видел для себя перспективы дальнейшего роста зарплаты. Но вот чего я не видел, так это результатов собственного труда. Я закупал запчасти и детали, которые запрашивали инженеры. Если удавалось выбить скидку, договориться и купить деталь, которая стоит сто тысяч долларов за восемь, это был успех. За такое можно было получить премию. Это довольно однообразный труд, и я чувствовал, что сам ничего не произвожу, не создаю. Да, мозг был загружен, приходилось все время анализировать информацию, но никакой ценности в своей работе я не ощущал.
Как я решился уйти и стал помощником столяра
Не могу сказать, что я резко понял, что больше не хочу оставаться в своей профессии. Не было никакого неожиданного поворотного момента. Я просто долго находился в гнетущем состоянии. На моем последнем месте работы был сменный график, и можно было гибко распределять свои выходные. Например, я мог шесть дней подряд работать, а потом столько же отдыхать. Такой режим позволял уделять много времени серьезному хобби. Тогда я вспомнил, что всегда хотел делать что-то руками, и пошел на курсы по столярному делу. Сейчас я понимаю, что эти курсы были мягко говоря не очень хорошие, и деньги на них я потратил впустую. Обучение было ориентировано не на людей, которые всерьез хотят чему-то научиться, а просто на «офисных хомячков», никогда в жизни не державших в руках инструменты. Эти курсы в итоге не дали мне вообще ничего, кроме уверенности, что работать с деревом правда интересно. Я понял, что у меня есть два варианта — либо поступать в колледж и получать среднее специальное образование столяра, либо пойти помощником к какому-нибудь мастеру и учиться всему на практике. Я выбрал второе и стал подмастерьем.
Безопасный старт
Чтобы стать помощником столяра, я ушел из авиации и устроился в небольшой цех. Это было четыре года назад. Я накопил определенную сумму, которая позволяла долго оставаться на плаву, если придется работать бесплатно или за копейки. Еще у меня была неплохая машина. Сначала было очень забавно: утром приезжает начальник цеха — на метро, мастера — тоже на общественном транспорте, а я, помощник, приезжаю на джипе в дорогой одежде. Я не стремился и не надеялся быстро зарабатывать в новой профессии вменяемые деньги. В первую очередь, мне нужны были новые навыки, новый опыт. Поэтому я поменял много мест работы: ходил по разным цехам, работал в больших компаниях и в маленьких частных коллективах. Я изучал не только повседневный труд мастеров, но и особенности бизнес-модели разных цехов. В итоге получил достаточно глубокое понимание индустрии в целом и понял, что готов работать независимо и брать заказы самостоятельно. Сейчас я даже не помню человека, который был моим первым клиентом, как и когда именно я его нашел. Кажется, получил совсем небольшой заказ через знакомых, а потом одно потянуло за собой другое, и вот я уже оформил ИП и стал полноценно работать как частник.
Не столяр, а разнорабочий
Когда люди слышат слово «столяр», они представляют мастера, который сидит и рубанком вырезает из дерева какой-нибудь сложный стул. На самом деле сегодня таких столяров очень мало, потому что это очень невыгодно. Выточить вручную красивое кресло — работа на 2-3 месяца, а потом его еще нужно продать, с этим тоже могут быть проблемы.
Себя я бы скорее назвал «разнорабочим». Говоря так, я имею в виду, что я одновременно и столяр, и монтажник, и экспедитор, и менеджер, и руководитель, и мастер цеха. Беру совершенно разные заказы, понемногу совершенствуюсь во всем. Могу, например, изготовить на станках шкаф по эскизу дизайнера, собрать его. Или могу сделать столешницу из искусственного камня или бетона. Сейчас я учусь нормально красить, так что скоро смогу заниматься и этим. У меня есть несколько наемных сотрудников, которые помогают справляться с большими и сложными проектами. Опыт работы в разных цехах научил меня хорошо разбираться практически во всех процессах, связанных с производством мебели, с ремонтом. Поэтому теперь, даже если я не могу сам реализовать какую-то часть доставшегося мне заказа, я знаю, где найти хорошего подрядчика и как проконтролировать результат. Конечно, я честно говорю заказчикам, что отдаю работу на сторону и беру себе адекватную комиссию за организацию производства и контроль. Я пока не хочу выбирать для себя узкую специализацию: мне нравится погружаться во всё понемногу.
Бизнес-подход
Я не даю никакой рекламы, работаю только с теми клиентами, которые узнали обо мне через сарафанное радио. В будущем хотелось бы брать больше заказов и больше зарабатывать. Но я не готов привлекать много новых клиентов, пока не выстрою четкий процесс производства. Нужно определить схему работы, которая позволит мне гарантированно справляться с большим объемом заказов качественно и в сжатые сроки. Для этого возможно нужно нанять больше помощников, определиться с набором достойных доверия подрядчиков, попробовать их всех в деле. Пока я всего этого не сделаю, в продвижение вкладываться не планирую.
Я видел много примеров, когда люди давали кучу рекламы, получали быстро пару очень серьезных и крупных заказов, а потом едва справлялись с их реализацией, и все кончалось плохо. В общем, я хочу развивать свой бизнес грамотно.
Новая жизнь
Хотя за последние годы я прошел большой путь и начал зарабатывать более-менее нормальные деньги, мой ежемесячный доход всё ещё меньше, чем когда я работал менеджером по закупкам в авиации. К тому же заработки очень нестабильные: в один месяц я могу «лапу сосать», а в другой — 300 тысяч рублей чистыми в карман положить. Это я говорю именно о прибыли. Какую-то сумму бизнес приносит каждый месяц, но я постоянно вкладываю деньги в развитие своего дела — в оборудование, обучение.
Несмотря на некоторую нестабильность доходов в данный момент, я очень доволен своим положением. Самое ценное для меня в новой работе — то, что я наконец вижу результат своего труда и могу сам его оценить. Я сам отвечаю за себя и за тех людей, которых я нанимаю. Мне не нужно сотрудничать с теми, кто мне не нравится, я могу себе позволить быть искренним. Независимость, практичность, возможность определять, что и как делать, и самому оценивать результат — именно то, чего мне не хватало на предыдущей работе. Не знаю, когда именно я смогу поднять свой доход до старого уровня. Но такую перспективу я вижу, и это радует.
Как все изменить
У меня не очень большая семья: только отец, мама умерла еще когда я был ребенком. Когда я впервые рассказал папе о своем решении уйти из авиации, он это отнесся неодобрительно. Как человеку, проработавшему всю жизнь на одном месте, ему такие резкие телодвижения непонятны. Он, наверное, до сих пор думает, что мне стоило остаться на стабильной работе с понятными перспективами и большой зарплатой. Но, к счастью, никаких серьезных скандалов на эту тему у нас нет. А сам я в своем выборе нисколько не сомневаюсь. К тому же на старте, я получил серьезную поддержку от любимого человека, которую продолжаю получать до сих пор и очень ценю.
Людям, которые хотят кардинально сменить профессию, я рекомендую семь раз подумать. Не буду лукавить, когда я уходил с работы, у меня был некий капитал, который отлично поддержал бы меня на плаву в случае неудачи. Так что мне легко было действовать смело. Тем, кто собирается начать что-то совершенно новое, я настоятельно советую отложить денег хотя бы на два года жизни.