Обычно слово «pivot» применяют по отношению к стартапам — оно означает смену бизнес-модели, продукта или сферы деятельности. А мы назвали так новую рубрику с историями людей, которые полностью изменили свою карьеру. Сергей Дубров работал обычным менеджером, а затем снялся в фильме и резко сменил профессию. Он работал на телевидении — был завхозом «Уральских пельменей» и режиссером на НТВ, но снова все поменял и уехал на Бали. В интервью «Цеху» Сергей рассказал, как решался на перемены, искал себя и почему сейчас он абсолютно счастлив.
Менеджмент, кино и детский лагерь
Когда я учился в школе, мне сложно было найти общий язык с одноклассниками. Я был изгоем, учился плохо, потому что не хотел ходить в школу и много прогуливал. Летом после девятого класса я работал грузчиком на складе и не знал, что делать дальше. В то время (начало 2000-х) все начали говорить о менеджменте. Никто не понимал, что это, но всем казалось, что за этим будущее. Я тоже поступил на факультет менеджмента по специальности «экономист» в Тольяттинский политехнический колледж.
Тогда же я начал играть в КВН и из стеснительного ребенка без друзей превратился в любимца сцены. Я играл и учился, но все еще не знал, чем хочу заниматься в жизни. По окончании колледжа я поступил в Волжский университет имени Татищева на ту же специальность, и тогда начал осознавать, что экономика мне не нравится. Однако деньги были нужны, и я начал работать по специальности — сначала менеджером в строительной компании, затем в финансовой организации, где моей задачей, грубо говоря, было убедить клиента вложить в нас деньги. Конечно, это не МММ, но сама суть работы мне не нравилась. Я понимал, что не все люди, которые делают инвестиции, смогут заработать. Мне было очень плохо от мысли, что большинство клиентов идут на финансовый риск, ведь у них есть семьи и дети. Для меня очень важно быть порядочным человеком. Я не хотел зарабатывать деньги, эксплуатируя лень или неосведомленность других людей. Через два года я решился уволиться.
В период «перезагрузки» я решил поехать вожатым в детский лагерь. Бескорыстная любовь детей, их добрые глаза и внутреннее ощущение полноценности сделали свое дело, и я решил, что моя жизнь должна измениться раз и навсегда. Тогда в городе проводили кастинг на фильм «Только не они», и меня выбрали на одну из главных ролей, я сыграл рокера. Фильм мало кому понравился, но я получил невероятные эмоции, когда смотрел на себя в кинотеатре.
ТВ, Бали и «Уральские пельмени»
После съемок я решил переехать в Москву. Первое время я работал режиссером, делал документальные и развлекательные программы. Наверное, самая статусная запись в моей трудовой книжке за тот период — режиссер дирекции праймового вещания на НТВ. За это время я сделал один вывод: на телевидении не стараются сделать что-то хорошее для людей, им нужно только, чтобы зрители набивали рот едой и ни о чем не думали. Это настоящая пошлость.
Тогда же на одной из съемок я познакомился с девушкой: она узнала, что я играл в КВН и предложила мне работу в «Уральских пельменях». Через неделю я уже работал там «завхозом». У меня в подчинении было 16 человек, я должен бы следить за всей административно-хозяйственной частью шоу. Но больше всего мне нравилось, что я могу общаться с кумирами своей юности. Я приходил, жал им руки, а они мне: «Как дела, Серега? Ты такой загорелый! Из отпуска приехал? Ненавидим тебя!» Как приятно это слышать!
В этот момент один из моих друзей предложил мне попробовать себя в качестве гида. Ему нравились мои шутки и позитивный настрой. Он сказал: «На Бали хочешь? — Хочу. — Тогда приходи к нам: у нас есть туристическая компания, но нет человека, который может сформировать клиентов в единую команду, чтобы они круто отдохнули». Я согласился, и теперь я путешественник, групп-лидер и абсолютно счастливый человек.
Для работы на Бали мне нужен был только английский, но я не учил его специально. В детстве у меня не было друзей, и я целыми днями сидел дома у телевизора. Тогда у нас в Тольятти только появилось кабельное ТВ, и я стал смотреть мультики на английском канале Cartoon Network. Так, английский, видимо, залетел мне «под корочку» и стал практически вторым языком.
Также мне помог опыт работы вожатым, потому что люди на отдыхе — это те же дети. В отпуске у них, в хорошем смысле, отключается мозг, и они не знают, куда им идти и что делать. Я использую в работе со взрослыми те же инструменты, что и с детьми: стараюсь дирижировать их настроением, работать на сплочение команды. Единственный навык, который мне пришлось прокачать — это терпимость. Некоторые люди могут реально раздражать, но тебе нельзя переходить на личности и срываться.
Не только гид
Сейчас большую часть времени я работаю гидом. Хотя мой функционал все-таки несколько иной: я выступаю, скорее, как групп-лидер. Мои задачи — встретить людей в аэропорту, создать позитивную атмосферу, настроить на отдых, обеспечить заселение, проследить, чтобы они начали ориентироваться в своем районе.
Я не тот человек, кто говорит «посмотрите налево, посмотрите направо», но в силу своего характера я очень люблю это делать… Правда иногда я придумываю некоторые легенды сам, но ведь главное, чтобы людям было интересно. Подробности истории они все равно, к сожалению, не запоминают, только снимают все в инстаграм.
Конечно, для новой работы я подучил матчасть: историю Бали, религию, власть, географию. У меня довольно быстро работает мозг, и в этом мое преимущество. Я случайно пришел в КВН и наша команда добилась больших результатов, попал на кастинг фильма и обошел всех профессиональных актеров, поехал на Бали — все тоже удалось. Думаю, я бы добился гораздо больших высот, если бы не был ленив и не плыл бы по течению.
В последний раз на Бали у меня закончилась работа с группой, и я решил провести неделю наедине с самим собой, поездить по новым местам. В это время приехала новая группа, и они были чем-то недовольны. Мне позвонил мой начальник и спросил, могу ли я к ним приехать и разобраться, в чем дело. Первой мыслью было: «Нет, не могу, моя работа закончена. Я тоже хочу отдохнуть, у меня отпуск.» Но я эту мысль даже не озвучил. Там были люди, которые много работали для этого отпуска, и я могу поехать и помочь им не потерять это время. Для меня это важно, карма и вселенная когда-нибудь вернут этот бумеранг добра и ко мне. Когда я приехал, мы в первый же день все исправили, я настроил их на отдых, и мы очень подружились. В итоге я провел с ними весь свой отпуск.
Что изменилось
Самое главное изменение, которое я в себе заметил — у меня появились эмоции. Раньше я жил в перманентной подавленности и полудепрессии. Единственной радостью было вернуться после работы и накатить пивка. Сейчас я реально начал чувствовать жизнь, ощущать, как она кипит вокруг.
С тех пор как вступил на свою дорогу, я стал счастливым человеком. Да, мне иногда бывает больно и грустно, иногда не все получается и настроение портится, но в такие моменты я больше не думаю «как меня все достало». Я воспринимаю это как часть жизни. Если вам что-то искренне интересно и вас к чему-то особенно тянет — надо идти и делать. Другой жизни для этого не будет.