В XXI веке все больше людей совмещают сразу несколько профессий. В английском языке даже появилось определение этого явления — slash career. «Цех» решил запустить новую рубрику с историями таких людей и разобраться в том, как они все успевают, а главное — зачем. Оказывается, дело не только в деньгах. Екатерина Борисова одновременно работает политтехнологом и тарологом. Она рассказала о том, почему заинтересовалась эзотерикой, как к этому относятся коллеги и на чем удается зарабатывать больше.
Как я стала политтехнологом
Выборами я занимаюсь уже 16 лет: с подросткового возраста очень люблю политику. Когда мне было лет 15, среди школьников стали популярны так называемые молодежные парламенты, и мы с друзьями начали в них участвовать. Политика меня затянула. Я получила юридическое образование, изучила закон и стала заниматься политтехнологиями, а затем и классическим пиаром для разных клиентов — от книжных издательств до производителей стройматериалов. Однако политтехнологии до сих пор остаются моим любимым детищем.
В основном моя работа связана с продвижением клиентов на выборах, а они у нас почти каждый год: если не в Москве, то в других регионах. Все начинается за восемь месяцев до избирательной кампании: мы проводим аналитику, собираем фокус-группы, определяем целевую аудиторию кандидата. Формируем основной посыл избирательной кампании — все то, с чем кандидат затем пойдет на выборы. Чаще всего я работаю как индивидуальный предприниматель: нанять меня могут и компании, которые занимаются политтехнологии, и конкретный кандидат. В нашей сфере я считаюсь очень крепким специалистом — все мои клиенты выходили из гонок с победой.
Эзотерический поворот
Я интересуюсь эзотерикой сколько себя помню, при этом долгое время не погружалась в это серьезно. Но пару лет назад во мне что-то щелкнуло и я стала усиленно читать книги о таро, изучать тему. Важно объяснить: для меня тарология — прежде всего наука, никакой мистики я к ней не примешиваю. Не ставлю хрустальный шар, не зажигаю свечей, не надеваю черное — этот антураж мне не нужен. Всем, кто просит меня «погадать», я сразу отвечаю: я не гадалка. Моя работа — чтение знаков. Я изучаю знаки, их происхождение, связи в разных культурах и течениях. Сотни и тысячи лет наши предки вкладывали в знаки определенные значения. Их сочетания формируют смыслы, а наборы карт с теми или иными знаками можно читать как сообщения — о прошлом, настоящем и будущем.
Поворот случился так. Однажды мы с бывшей коллегой вышли прогуляться, она должна была встретиться со своим знакомым и что-то ему передать. Мы разговорились с этим знакомым, начали обсуждать астрологию, а в конце обменялись телефонами. Уже когда мы начали переписываться, он сказал, что занимается таро и дал послушать свой аудиокурс. Помню, мне тогда очень понравился его подход к тарологии — осмысленный, серьезный, без вот этого «давайте я вам погадаю». Я поняла, что это учитель, которого я ждала. Во многом именно благодаря ему я начала заниматься таро всерьез.
Но многое пришлось изучать самостоятельно. Я читала не только о самом таро, но и о смежных сферах: о философии, древнеславянской символике, даже о кабалистике. Плюс ко всему я проходила вебинары — все-таки на дворе XXI век, технологии никто не отменял.
Серьезно практиковать я начала около трех лет назад. Перед тем, как делать расклады клиентам, я, разумеется, тренировалась на близких (спасибо им за эту возможность!). Никого не хочу обидеть, но обычные гадалки во время расклада будто бы закачивают в человека информацию, воздействуют на него. Я же ни в коем случае не хочу программировать человека. Я понимаю свою ответственность: то, как точно я прочту карты и передам их смысл, может повлиять на чьи-то выбор и судьбу. Я всегда говорю только то, что вижу, и никогда не притягиваю дополнительные смыслы, которых в раскладе не было. И если энергетический поток закрывается и я не могу понять, что говорят мне карты, прошу клиента обратиться ко мне позже. Мой главный принцип — не навреди. Как только я поняла, что отдаю себе отчет в своих поступках и никому не смогу навредить своими действиями, начала принимать первых клиентов.
На чем я зарабатываю больше
Моя основная работа приносит мне неплохой доход, поэтому я не рассматриваю тарологию как источник заработка: цены на мои сеансы значительно ниже рынка. Сначала я вообще брала символические 100 рублей — просто как компенсацию за потраченную энергию.
Большинство клиентов обращаются с двумя видами вопросов. Первые — бытовые: «В какую страну мне полететь в отпуск?» или «В какой сад отдать ребенка?» Я делаю расклад и озвучиваю то, что мне говорят карты, но всегда советую человеку перед принятием решения еще раз подумать самостоятельно. Вторая группа вопросов касается уже более серьезных вещей. Однажды ко мне обратилась успешная женщина, которая собиралась уйти с хорошей должности, чтобы открыть свое дело. Другая девушка спросила, стоит ли ей выходить замуж сейчас или лучше подождать. Такие вопросы, конечно, требуют от меня больше внутренней работы. Однако стресса от этого я не испытываю: благодаря пиару и политике я научилась работать с людьми и их эмоциями.
Сами клиенты, конечно, редко относятся к тарологии как к науке и обычно приходят с просьбой «погадать». Существует стереотип, что тарологу нужно чувствовать какую-то энергию: чтобы клиент прикоснулся к картам или, например, посмотрел в глаза. Может, кому-то это и нужно, но мне — нет. Кроме самого вопроса для расклада мне ничего не требуется. Поэтому обычно я общаюсь с клиентами по скайпу или обмениваюсь аудиосообщениями в WhatsApp: мне задают вопрос, я отвечаю через аудиозапись.
Искусство совмещать
У меня как у пиарщика всегда был ненормированный рабочий день. Как таролог я предпочитаю работать по вечерам. Карты обычно лежат дома, но если я уезжаю куда-то на несколько дней, всегда беру их с собой.
Карты для меня такой же рабочий инструмент, как топор — для дровосека. Их вполне можно использовать и при бытовых ситуациях. Например, как-то раз я покупала холодильник, нужно было выбрать между двумя моделями. Поехала в магазин, прямо на месте сделала расклад (нужно было выложить всего четыре карты), получила ответ и купила.
Заинтересованность и удивление — вот самые частые реакции, которые я встречаю. Агрессию — никогда. Все потому, что я не стесняюсь своего занятия, не озираюсь по сторонам, опасаясь косых взглядов. Даже делая расклад на людях (это очень редко случается), всегда чувствую себя уверенно. На работе я тоже ни от кого не скрываюсь.
В будущем я бы хотела открыть школу тарологии. А всем, кто хочет начать совмещать несколько работ, но боится не справиться, я советую забыть про свой страх. Да, вы можете быть ответственны за людей, которые зависят от вас в финансовом плане. Но вы-то у себя одни! Не бойтесь развивать свое хобби: однажды оно может вывести вас на новый уровень. Для себя и для своей души нужно делать то, что хочется.