Мало кто любит уборку во всех ее проявлениях. Но когда живешь один, все просто: хочешь не хочешь, а убираться придется. Зато если в квартире есть еще один человек, сразу появляется вопрос: «Что делаешь ты, а что — я?». Американская психотерапевтка Кейси Дэвис предлагает свой ответ в книге с говорящим названием «Ненавижу уборку. Как поддерживать порядок в доме, когда на уборку нет никаких сил», которая вышла в издательства «Бомбора» в апреле.
Разделение труда: все по справедливости
Одной из основных проблем, когда речь заходит о ведении быта, является неравномерное разделение труда между партнерами. Мы не будем подробно разбирать эту проблему, но я хочу предложить вам новую схему для ведения диалога.
Большинство пар подходят к вопросу разделения труда с точки зрения равенства работы. В таком случае формула выглядит следующим образом: количественно определяется, сколько оплачиваемой «работы» есть у каждого из партнеров, а затем распределяются поровну домашние обязанности.
Проблема такого подхода заключается в том, что невозможно точно оценить, сколько усилий требует выполнение определенной задачи. Решение вопроса о том, кто работает больше, часто представляет собой игру в перетягивание каната. Как оценить сложность работы? Исходя из количества затраченных часов? А что, если для выполнения какой-то работы необходимо приложить физические усилия, но рабочий день меньше? Как сравнить работу, которая истощает умственно или эмоционально, и ту, которая никак на вас не влияет? Как быть тем людям, чья работа обязывает быть на связи 24 часа в сутки? Должен ли партнер, который часто ездит в командировки, выполнять меньше бытовых задач, ведь он реже бывает дома? Или наоборот, он должен делать больше?
Но самое главное то, что дискуссия неминуемо заходит в тупик, если партнеры начинают спорить с позиции «кто больше работает». Если в основе лежит принцип равенства, то когда один из партнеров говорит: «Мне нужно, чтобы ты делал больше», — в это же время другой слышит: «Ты делаешь недостаточно». Когда к обсуждению добавляется ощущение, что тебя не ценят, речь идет уже не о посуде или стирке. Партнерами движет чувство страха: страх быть использованным в чужих интересах (поскольку второй партнер явно не видит, как много вы работаете) или страх использовать партнера в своих интересах (или быть воспринятым таким образом). Это приводит к тому, что один партнер берет на себя слишком много, выгорает и становится обидчивым, а другой берет на себя слишком мало, потому что больше не может положиться на своего партнера, считая, что тот не в состоянии проявить заботу и понимание.
Цель разделения домашних обязанностей состоит не в том, чтобы сделать работу равной, а в том, чтобы обеспечить справедливый отдых обоим партнерам.
Представьте себе пару шахтера и домохозяйки. Допустим, они оба согласны, что один час работы по добыче угля труднее, чем час ухода за детьми. Поэтому шахтер считает, что домохозяйка, так как она выполняет менее сложную работу, должна взять на себя ВСЕ заботы о семье. Теперь их рабочий график выглядит одинаково. Но в чем же проблема?
А она в том, что в большинстве таких семей шахтер уходит с работы в пять часов и у него стабильно есть два выходных в неделю. И поскольку он отработал неделю, то не будет ограничивать себя в возможности отоспаться в выходные и использовать свободное время для отдыха или любимых занятий. В то же время у домохозяйки с ее «легкой» работой нет таких обязательных выходных дней.
Они оба могут до посинения спорить о том, кто больше работает. Но правда в том, что они оба устают. И оба хотят, чтобы их труд был оценен по достоинству. И все они заслуживают отдыха. Это правильно; даже если ваша работа «легче», вам все равно нужен отдых. Ведение домашнего хозяйства отличается от оплачиваемой работы. Этот процесс не тяжелее или легче. Он просто другой. Задачи цикличны и никогда не заканчиваются. Никогда не наступает момент, особенно в уходе за детьми, когда все дела «сделаны» и можно отдохнуть. Подумайте о самой «легкой» работе, которую можете себе представить, и спросите себя, хотели бы вы работать на ней по шестнадцать часов в день и быть в постоянной «боевой» готовности 24 часа 365 дней в году. Ни один человек не сможет сделать это и остаться здоровым.
Итак, как же будет выглядеть разговор о том, чтобы сделать отдых справедливым для обоих партнеров? Для начала у нас есть два человека, которым не нужно доказывать друг другу ценность своей работы и которые задаются вопросом: как мы можем обеспечить отдых нам обоим?
Независимо от того, чья работа «тяжелее» или «приносит больше денег», шахтеру придется взять на себя часть домашних обязанностей и уход за детьми, чтобы у «домохозяйки» было время на отдых и восстановление сил. Именно так поступают в настоящем партнерстве. Тот, у кого «тяже- лее» работа, не считает, что имеет больше прав на отдых, чем второй, который находится дома, но и там не сидит сложа руки. Это не деловая сделка, где вам нужно защищать свои интересы; мы говорим о партнерстве, в котором вы заботитесь о благополучии друг друга. Эта цель меньше похожа на гистограмму, где мы сравнивали работу, и больше на линейный график, где оба работают вместе, чтобы отдых и наслаждение жизнью оставались справедливыми для каждого из партнеров в любой ситуации.
Как отдыхать по справедливости
Мой муж Майкл — юрист в крупной фирме. Первые полгода на новом месте он работал семь дней в неделю. А я была домохозяйкой, ухаживающей за двумя детьми. Мы оба заслуживали отдых, и наша задача была придумать, как сделать так, чтобы и домашнее хозяйство не запустить, и дать возможность нам обоим отдохнуть. И вот что мы придумали. Только сначала давайте уточним, что такое отдых.
- Отдых — это весело. Он может быть расслабляющим, например просмотр телепрограмм или рисование (или сон!), или активным, например пешие прогулки или поход по магазинам. Но отдыхом не считается выполнение бытовых задач в одиночестве. Как и поход за продуктами, визит к парикмахеру или принятие душа.
- Отдых — это подзарядка. У каждого человека есть определенные занятия или виды отдыха, которые способны его подзарядить. Я знаю людей, которые считают, что занятия на велотренажере заряжают их энергией, потому что тогда им ни о чем не надо думать. И это для них необходимый умственный отдых. А я, например, воспринимаю физические упражнения как физическую и умственную работу, а не как отдых. Вы можете чувствовать себя отдохнувшим после просмотра любимого сериала в одиночестве. Для меня же хороший способ зарядиться энергией и отдохнуть — встреча с подругой за обедом без детей.
- Говоря «отдых», мы подразумеваем, что он независим от времени. Бытовые задачи необходимо распределить таким образом, чтобы у каждого было время для отдыха и поддержания жизнедеятельности дома. Желательно, чтобы в семье, где есть дети, время отдыха было более структурированным, заранее запланированным, когда вы можете решить, чем будете заниматься, без необходимости «кого-то подменять». Каждый заслуживает того, чтобы в течение недели у него было свободное время.
- Отдых — это не дежурство 24/7. Ситуация, когда вы смотрите субботнее шоу, пока ваши дети играют в гостиной и периодически приходят то просить у вас «что-нибудь вкусненькое», то затевают драку, и вам приходится их разнимать, тоже не считается отдыхом.
- Отдых — это ответственность. Ваш партнер несет ответственность за защиту и соблюдение графика вашего времени отдыха, а вы несете ответственность за то, чтобы действительно отдыхать. Если собственный перфекционизм заставляет вас использовать это время для мытья плинтусов, это не вина вашего партнера.
Я не пытаюсь сказать, что просмотр телепередач, пока ваши дети играют в гостиной, неинтересен или что не так уж важно выделить момент, чтобы принять душ в одиночестве. Я говорю о том, что эти действия не удовлетворяют жизненно важную потребность человека в отдыхе.
Помните, в начале главы я говорила, что отдых — это нечто больше, чем просто сон. И это правда. Но отдых так же значим, как сон. Именно поэтому когда-то наш диалог (о равноценном отдыхе) начинался с вопроса сна. Вскоре после рождения нашего первого ребенка мы с Майклом начали распределять наши выходные дни так, чтобы у нас обоих была возможность выспаться. По утрам в субботу я вставала, чтобы заняться с детьми, а в воскресенье — он. У того, кто оставался в кровати, было время до 10:00 утра, чтобы либо выспаться, либо, как вариант, проснуться и заняться тем, что ему нравится. Майклу часто приходится работать даже в выходные дни, и логично, что я занимаюсь детьми, пока он занят. Однако мы оба понимаем, что те часы, когда мы не работаем и не спим, — время для совместного воспитания детей. Никто из нас не уходит из дома просто так по своим делам, полагая, что второй присмотрит за детьми. Вместо этого мы планируем, что нам нужно или хотелось бы сделать в выходные как в плане домашних обязанностей, так и в плане развлечений. Дело не в том, чтобы получить одобрение и разрешение от партнера, а в том, чтобы проявить взаимоуважение. Свободное время не должно автоматически принадлежать одному из родителей в ущерб другому.
По вечерам, когда Майкл приходит с работы, он сразу же начинает заниматься детьми. А я переключаюсь на приготовление ужина. Потом муж умывает девочек и укладывает их спать, а я занимаюсь закрытием вечерних задач (подробнее об этом мы поговорим позже). Мы оба заканчиваем свои дела около 19:30 и вместе смотрим телевизор.
Зачастую, когда мы садимся на диван в 19:30, в гостиной царит полнейший беспорядок, белье не разложено, и, по крайней мере, в одной комнате нашего дома все выглядит так, будто там взорвалась бомба. Но мы все равно садимся отдыхать. У нас заведено так, что все заканчивают свои дела в 19:30. Ключ к необходимому отдыху в нашем доме гораздо больше связан с проявлением признательности и взаимным уважением, чем с тем, кто должен выносить мусор. То, как мы разговариваем друг с другом, радуемся друг другу и любим друг друга в миллионах других сфер нашей жизни, не связанных с бытом, закладывает основу доверия. Майкл не просыпается рано утром, чтобы подготовить что-то для детей на день, и это меня устраивает; я считаю, что это значит, что сейчас мужу нужен дополнительный сон. Точно так же наш дом никогда не бывает идеально чистым, когда он возвращается с работы, и его это вполне устраивает. Майкл считает, что это говорит о том, что у нас с детьми был либо очень веселый, либо очень трудный день.
Как и у всех пар, у нас иногда возникают разногласия по поводу разделения обязанностей внутри семьи. Но все же нам невероятно помогает наше стремление к тому, чтобы отдых был справедливым для каждого из нас. Справедливый отдых покрывает множество недостатков разделения труда.