Кажется, не бывает такого: окончил университет и ты педагог. Учитель — одна из немногих профессий, где ты учишься все время. Правда и выгорание в таком ритме наступает практически молниеносно. Педагогу и продакт-менеджеру проекта Step by Step Насте Серазетдиновой в такие моменты помогает чтение. И нет, речь не про труды Макаренко и Сухомлинкого (которые, конечно же, база), а про книги, которые на первый взгляд с педагогикой почти не всвязаны. Но это только на первый.
Ислам Ханипаев, «Типа я»
Многие педагогические трюки, а главное — примеры отношения к людям (и правильного, и неправильного) можно подсмотреть в детской литературе. Но книга сценариста и режиссера Ислама Ханипаева — больше, чем просто детская повесть. Это важная история про обретение себя, про сборку внутреннего и отстройку от внешнего. Про мужское и женское, про «запрещенку»: точно ли мальчикам нельзя плакать? прям совсем? а если прям немножко и тихонько?
В общем, перед вами история про большую детскую травму, трогательная и смешная одновременно. Потому что в основе всего тут конечно же любовь.
Дмитрий Крымов, «Курс. Разговоры со студентами»
Когда была пандемия, Дмитрий Крымов, как и все мы, встречался со студентами онлайн. Встречи эти записывали, а потом все записи превратили в текст. Получился целый курс занимательных бесед о том, как искать и понимать образы в целом, и как разговаривать с людьми (аккуратно, внимательно их слушая, уважая их мнение) в частности. Если вы учитель литературы, эта книга вас точно вдохновит.
Клэр Кастийон, «В связке»
Очень важная книга, позволяющая педагогу увидеть то, что на самом деле могут скрывать вечно хмурые, или слишком дерзкие, или вовсе незаметные подростки. И нет, это не об их подростковых шалостях. Это история о ребенке в беде, который замирает, немеет, а порой начинает верить, что все происходящее — норма.
Эта книга — практически дневник, написанный от лица девочки Лили — о потере, страхе, насилии, скорби, одиночестве, дружбе, поддержке и осознании себя. И нам, взрослым, очень важно видеть и понимать, как подобный опыт воспринимается подростком, что он чувсвует, чего боится, что пытается скрыть. Потому что именно мы, взрослые, часто не замечаем (или не хотим замечать), что прямо сейчас переживают наши дети.
Нелли Пон, Иоанна Жезак, «Что такое пермакультура. Сад круглый год»
Прекрасная книга, которая помогает понять, как что-то создать самому, как внимательно наблюдать за тем, что происходит вокруг, как заботиться о себе через заботу о природе. И нет, это не просто справочник о занимательном садоводстве. Это книга-метафора, которая учит планировать, ставить цели, мечтать, просить о помощи. А заканчивается она потрясающим словом — «радуйся». Что может быть лучше радости? Правильно, ничего!
Настя Рябцева, «Гриша не свидетель»
Мы много знаем про буллинг. Это всегда болевая точка, причем для всех — жертвы, агрессора и свидетелей. И если с первыми двумя в школах часто работают целенаправленно, то про последних, как правило, забывают или не замечают их переживаний.
Жил-был подросток Гриша, который хорошо учился и писал рэп о том, что происходит вокруг. Однажды Гриша увидел кое-что, что вообще не должно было случится. «Гриша не свидетель» — настоящий спектакль, разворачивающийся внутри одной школы.
Книжка помогает иначе посмотреть на тех, кто обычно молчит — на свидетелей травмы. Таких ребят тоже важно замечать, помогать им выходить из сложных ситуаций и быть рядом.
Эндрю Соломон, «Далеко от яблони»
Книжка Эндрю Соломона — большое исследование о детях с особыми потребностями — аутизм, карликовость, синдром Дауна, шизофрения. Автор помогает читателю понять, как живут такие дети и как с этим справляются их родители.
В работе учителя важно всегда учитывать контекст, и именно поэтому она особенно полезна педагогам. Когда ты понимаешь, какие особенности есть у ребенка, ты можешь аккуратно и внимательно взаимодействовать, помогать, при необходимости дополнить свою работу экспертизой специалистам, но главное — не бояться.