Изоляция стала для многих периодом переосмысления жизненных ценностей и приоритетов. Методист центра акселерации soft skills «Яндекс.Практикума» и автор проекта «Выходные» Яна Сергиевская размышляет о том, почему у нас есть тенденция воспроизводить режим аврала даже в домашних условиях. Она делится тем, как менялась ее жизнь в самоизоляции и что помогло ей перестать вести отсчет от дедлайна.
Жизнь из дедлайнов
Давайте на минутку представим декабрь 2019 года. Все панически дописывают отчеты, покупают подарки, в перерывах между работой и утверждением планов на следующий год обсуждают с друзьями, добавлять ли в оливье докторскую колбасу. Есть куча дел, и их необходимо по максимуму впихнуть в оставшееся время. Причем дедлайн одинаков для большинства постсоветских людей — 17:00 31 декабря. А после — праздники, новая жизнь. В декабре нет сил об этом думать, надо все-доделать-прямо-сейчас, жертвуя сном, выходными, встречами с друзьями и родными.
Большая часть моей жизни состояла из таких декабрей. Скорее всего, это специфика моей деятельности, связанной с организацией событий. Есть ивент (дедлайн), и нужно лечь костьми, чтобы он состоялся. Чем ближе к событию, тем больше вещей, не относящихся к его подготовке, откладываются на потом. Таким ивентом-дедлайном может стать даже отпуск. У меня это усугублялось тем, что я часто уезжаю на ретриты (например, на випассану — 10 дней молчания и медитации с выключенным телефоном).
В этой логике выходит, что вся жизнь — это промежутки между дедлайнами разного масштаба. И в такой жизни как бы не до ее самой. Точнее, она просто не главное.
Внезапная изоляция
Когда мир охватила пандемия и пришлось самоизолироваться, многие уже настолько привыкли к вечной гонке, что экстренная остановка стала шоком. У одних работа встала, у других, наоборот, получилось быстро переместить процессы в удаленный режим. После первого шока нам пришлось жить в новой реальности без четкого понимания, когда мы вернемся к обычному режиму, началась адаптация.
Это было похоже на обустройство жизни заново: провести наконец-то домашний интернет (у меня два года руки не доходили), привезти кресло из офиса, встречи — в Zoom, там же дни рождения. На помощь пришли сервисы по доставке еды и наборы для домашнего снятия гель-лака. Оказалось, что в пределах дома тоже есть жизнь.
Рано или поздно мы (некоторые — только к концу обязательной изоляции) привыкли настолько, что даже встроили в свои жизнь такие практики, которые в обычном режиме не помещались в график. Они кочуют из одной новогодней резолюции в другую: начать правильно питаться, самостоятельно готовить, делать тренировки, больше читать и ежедневно учить иностранный язык. Конечно, не все и сразу, но в целом стало больше времени на себя.
Безграничная работа
Впрочем, следующим этапом адаптации снова стал Жуткий Завал. Время вовлеченности в рабочие задачи росло. С учетом того, что после работы идти никуда не надо, стало очень сложно останавливаться и переключаться на отдых («Я же еще жив/а? А чего тогда не работаю?!»).
Жертвой снова пали сон, тренировка и домашние кулинарные экзерсисы. Стало снова тяжеловато, и я с удивлением обнаружила себя опять с этим декабрем в голове. В стрессе, который воспроизвожу сама.
Привычка жить в небезопасности
Я стала думать и искать, откуда растут ноги у вечной петли попадания в аврал. Перескажу свой внутренний диалог, который происходил весь июнь:
Когда вообще в моей жизни не было ощущения дедлайна? Я помню себя в каком-то другом состоянии?
Похоже, я нахожусь в состоянии жизни между дедлайнами чуть ли не с начальной школы. Более того, мои родители тоже всегда куда-то мчались, опаздывали, делали крутые вещи, но с героизмом и в последний момент.
Какие мне известны другие, альтернативные способы обустраивать свою жизнь?
А действительно, какие? Не знаю.
Как можно себя чувствовать иначе? Не в дедлайнах, а как?
Размеренно, планомерно и спокойно. Если не делать точкой отсчета дедлайн, то я ежедневно занимаюсь тем, что мне нравится. Работаю в рабочее время, в нерабочее — отдыхаю, делаю другие проекты, гуляю, встречаюсь с друзьями. Как будто в такой жизни для всего есть место.
Размышляя в таком ключе, я поняла, что дело не в том, что мне искренне нравится жизнь с полыхающей задницей. Просто я так привыкла и не умею по-другому.
Марк Форстер в книжке «Сделай это завтра» (нет, он не учит прокрастинации, скорее наоборот) описывает, как отстроить процессы, стараясь минимально подвергать изменениям свое сегодня. Похоже, это и есть анти-авральная жизнь — когда то, что запланировано, помещается в реальность и действительно случается.
Sustainable life
Все это размышление затеяно, чтобы найти способ жить совершенно иначе, чем в вечном авральном угаре с привкусом декабря.
Авральная жизнь:
Нереалистичный план — отклонение от плана — необходимость что-то наверстать — жертвование чем-то — успевание в дедлайн с одним, но начало пригорать то, чем пожертвовали
Устойчивая жизнь:
Выделение важного — декомпозиция из логики «а смогу ли я поддерживать такую жизнь в долгосрочной перспективе» — реалистичный план, учитывающий все (в том числе нерабочие!) важные процессы
За время изоляции я увидела, как может быть устроена жизнь со спортом и обедом по расписанию. И как быстро я начинаю страдать, когда сбивается сон, я пропускаю приемы пищи и работаю с утра до ночи. Также стало очень заметно, что «невидимые дела» — уборка, готовка, планирование — тоже занимают время, и я часто забываю их учитывать.
Я поняла, что июнь был таким честным и крепким средним месяцем. Без особых свершений, но с нормальной средней инвестицией в пару сфер жизни. Думаю, что главный урок, который стоит вынести из этого общемирового эксперимента — надо аккуратно отслеживать, что влияет на наш ежедневный распорядок. Тогда жизнь из спринтерского забега превращается в совсем другую: мы мудро инвестируем в важные для нас процессы. И надо это запомнить, иначе не сдюжим.