Высшее образование до сих пор воспринимается многими как нечто монументальное — один раз и на всю жизнь. Но как быть, если нужны новые знания, а обычный оффлайновый университет в вашем городе не может их дать, да еще и проблемы с поиском работы? Научный журналист Анастасия Горбунова из Павлодара, аналитик данных Руслан Фатхутдинов из Казани и C++ разработчица Яна Чернышева из Одессы учились в разных онлайн-школах, чтобы получить новые навыки. «Цех» поговорил с ними и узнал, чему и зачем стоит учиться онлайн.
Анастасия Горбунова, Павлодар, Казахстан
Автор в OYLA, старший аспирант «Нетологии», завлаб в проекте «Открытая лабораторная»
Я увлеклась биологией еще в старших классах — мне попались нужные книги и журналы. Я стала много читать по этой теме, участвовать в олимпиадах; появились друзья, которые также интересовались биологией и медициной. Так зародилась моя большая любовь к научпопу.
Когда пришла пора поступать в вуз, выбор специальности для меня был очевиден. Павлодар — промышленный город, поэтому изначально я хотела стать техническим экологом, чтобы пойти работать на завод. Но в тот год, когда я поступала в Инновационный Евразийский Университет, грантов на техническую экологию не давали, только на биофак. Так как экзамены я сдала хорошо, отказываться от биофака было бы глупо. Я подала документы, отучилась и стала бакалавром естественных наук в области биологии со специализацией «Экология».
После выпуска из университета я сразу пошла искать работу, но ее нигде не было. На поиски ушло полгода; я ходила по собеседованиям и подрабатывала продавцом в обычном магазине. Там, конечно, часто сталкивалась с родителями своих одноклассников. Они не упускали возможности посмеяться надо мной, отличницей, которая теперь вот сидит торгует. Я не сдавалась, и через полгода поисков устроилась копирайтером в один алма-атинский стартап. Я всегда любила писать, но теперь решила целенаправленно учиться коммерческому копирайтингу. Подписалась на рассылку «Главреда», потом узнала от коллеги про «Нетологию», прошла курсы по веб-маркетингу и контент-аналитике.
В нашем маленьком региональном городе учиться чему-то новому оффлайн в принципе невозможно. Поэтому выбора у меня особо не было: хочешь развиваться — иди в интернет.
—
Конечно, сначала было трудно — мозг кипел, времени на то, чтобы во всем разобраться, тратилось много. Из-за разницы с Москвой в три часа заниматься приходилось поздно ночью. В «Нетологии» у нас было по два двухчасовых вебинара в неделю плюс объемные домашние задания. К тому же я работала стандартный рабочий день и фрилансила. Но вскоре приспособилась, перестала разделять время на рабочее или учебное. Сегодня эти процессы у меня происходят параллельно. Даже в свободное время я продолжаю много читать, смотреть лекции.
Видимо, со временем я начала писать лучше, потому что меня стали звать на работу в другие компании. Когда меня пригласили в Informburo.kz и спросили, о чем мне интересно писать, я сразу ответила, что о биологии. В итоге мои навыки коммерческого копирайтинга и первого образования скомбинировались таким удачным образом, что я стала специализироваться на текстах о науке и технологиях. Но больше всего мне нравится писать о том, как наука пересекается с обществом. Например, я готовила материалы про цифровое бессмертие и ЗОЖ как демонстративное потребление. Мне всегда нравилось заниматься контент-маркетингом, копирайтингом, а когда все это перешло в научпоп, стало еще интереснее.
Сегодня я работаю автором-фрилансером, независимым научным журналистом. Пишу о науке и технологиях в СМИ общего профиля, для научно-популярного казахстанского журнала OYLA. В качестве аспиранта участвую в подготовке материалов для нового курса «Нетологии», проверяю домашние работы студентов, отвечаю на вопросы. Радует, что большинство из них — люди вовлеченные. Все же платное онлайн-образование требует желания учиться и расти в сфере, это не обязаловка в университете. Поэтому и отношение у тех, кто так учится, другое. А недавно меня позвали провести в местном университете, который я сама оканчивала, мастер-класс для студентов журфака — рассказать о работе научного журналиста.
Что изменилось в моей жизни после онлайн-учебы? Самое главное — появилось ощущение того, что я на своем месте. Когда сажусь писать статью, чувствую себя счастливым человеком. Теперь мне не важно, где я живу — я могу общаться с абсолютно разными людьми из разных стран. Я работаю и с Москвой, и с Алма-Атой, провожу мероприятия в Павлодаре (например, площадку для акции «Открытая лаборатория», которая стала международной), планирую расширять эту деятельность. Сегодня, когда у каждого человека свое медиа в виде смартфона в кармане, очень важно развивать критическое мышление, умение анализировать информацию, отличать фейки от правды. Для меня важно писать, например, о лженауке, потому что мы не просто платим за нее из своего же кошелька — это область высоких рисков, потенциального вреда для здоровья. Я хочу рассказывать людям, как что устроено в мире, хочу делиться знаниями, идеями, ведь наука — это классно.
Руслан Фатхутдинов, Казань, Россия
Руководитель SEO-отдела в «Реаспекте»
В школе я совсем не думал о том, чем хочу заниматься, «когда вырасту». Поэтому и выбор специальности был скорее символичным, чем продуманным. Я поступил на социальный факультет Казанского Химико-Технологического Института. Там мы проходили самые разные виды психологии, международное право и так далее. Пять лет спустя я выпустился с корочкой о высшем образовании по специальности «Кадровая служба на предприятии» (или что-то вроде того). Поработал полгода по специальности в детской стоматологии и понял, что это совсем не то, чему я хочу себя посвятить.
Одна знакомая позвала меня к себе в компанию, которая занималась тизерной рекламой в интернете. На тот момент (2010 год) я и подумать не мог, что так можно зарабатывать деньги. Но я пошел туда, и мне открылся дивный новый мир интернет-маркетинга. В мои обязанности входило общение с вебмастерами, размещение нашей рекламы на их сайтах (возможно, вы помните заманухи вроде «Приложение, которое показывает людей без одежды» и тому подобное). Это все было очень интересно, но график «понедельник–суббота с 8 утра до 7 вечера» быстро сжигал силы. Вскоре я ушел в агентство, которое предоставляло услуги по разработке сайтов, SEO-продвижению, ведению рекламных кампаний в Яндекс.Директе и других системах. Там я стал аккаунт-менеджером: постоянно общался с клиентами, выставлял им счета, допродавал новые услуги. Тогда, наверное, во мне и зародился интерес к аналитике с погружением в метрики и интерпретацией выводов. К сожалению, через год в том агентстве начались жесткие задержки зарплаты, и я ушел.
В итоге я устроился в компанию «Реаспект» на должность специалиста по поисковой оптимизации сайтов. У меня были минимальные познания в этой работе, но опытные коллеги взяли меня под свое крыло и вырастили с уровня стажера до senior (кстати, с тех пор работу я так и не менял).
Однажды к нам в агентство пришел аналитик, который умел создавать просто невероятные вещи в Power BI. Мне так понравилась эта система, что я решил изучить ее поглубже. Но вскоре я понял, что мне не хватает знаний, чтобы получать именно те данные, которые мне интересны. Я стал искать информацию и наткнулся на новость о запуске онлайн-школы «Яндекс.Практикум». Это меня заинтересовало, я изучил их сайт и нашел то, что хотел — обучение по специализации «Аналитик данных». Единственное, что немного пугало, — программирование. Раньше оно для меня было какой-то запредельной магией, овладеть которой я даже и не мечтал. Но «Яндекс» поступил хитро: бесплатный вводный курс был посвящен как раз основам программирования на Python.
Этот курс был рассчитан на 20 часов. Я потратил на его прохождение все 40. Однако потом меня так «затянуло», что я без раздумий вписался в прохождение полного курса. Учеба оказалась не из легких; некоторые темы давались мне с трудом, хотя сам процесс построен довольно просто. Есть несколько больших блоков (курсов), во время которых дается теория, а затем предлагается решать небольшие задачки. Курс завершается большой самостоятельной работой, в которой надо решить задачу из жизни настоящего аналитика. Выпускное испытание — большая самостоятельная работа, несколько несвязанных между собой аналитических задач. Но если стало слишком тяжело или просто хочется сочувствия, всегда под рукой есть канал в Slack, где идет бурное общение между всеми студентами и наставниками. Ну а когда становилось совсем уже невмоготу, на помощь приходила жена, которая всегда с большим энтузиазмом меня поддерживала.
Мне повезло, что моя работа близко пересекается с тем, чему я учился. Директор агентства поддерживает меня и говорит: «Внедряй, что считаешь нужным. У наших клиентов есть потребность в анализе». Новые знания позволили мне сократить рутинную работу, которая теперь «висит» на скриптах. Еще не все готово, часть в разработке, но очевидная польза уже есть! Я отдаю себе отчет, что онлайн-учеба — только первый шаг на пути к карьере крутого аналитика. Есть еще много тем, в которые надо погрузиться. Но мне очень нравится то, чем я сейчас занимаюсь. И у меня уже есть план по росту, который напрямую связан с пройденной учебой, анализом данных и программированием.
Яна Чернышева, Одесса, Украина
C++ разработчик в Luxsoft
Первое образование я получала в Одесском национальном медицинском университете. Не могу сказать, что это был вуз моей мечты, просто так сложились обстоятельства. Еще в школе я была призером различных республиканских олимпиад, это дает льготы при поступлении. Я могла поступить без конкурса на химфак или биофак, но там совсем все было депрессивно, медицинский на этом фоне смотрелся получше. Я решила поступить на стоматологический, чтобы всего за 5 лет (а не за 6, как другие медики) получить бесплатное образование. Училась хорошо, получала повышенную стипендию. Со второго курса начала работать переводчиком с английского языка, переводила техническую документацию крупных фармацевтических компаний, а один раз даже какую-то книгу. Эта работа приносила стабильный доход и не требовала от меня дополнительных ресурсных вложений. Но мне светило распределение в госучреждение по моей основной специализации, так как я была бюджетным студентом. Сейчас уже такого нет, но в 2013-м году еще было. В итоге я, к счастью, не попала под распределение, но это значило, что мне одна дорога — открывать частный кабинет. Я быстро сообразила, что если хочу «раскрутиться» как стоматолог, то придется вложить в это все деньги, которые я заработала как переводчик, и нет никакой гарантии, что я не разорюсь.
К тому же, я больше не видела себя в перспективе как доктора. Я училась на очном целый день, а по вечерам работала. К третьему курсу меня уже трясло от такой жизни, хотелось поскорее получить свою «корку» и забыть все, как страшный сон. Когда я сдала госы и у меня осталась одна только работа, я почувствовала огромное облегчение. После выпуска я зачем-то поступила в интернатуру, но вскоре оттуда отчислилась. Никто не мог поверить, что я могла взять и просто отчислиться. Нарушила все устои! Однажды я приходила забирать документы за другого человека и слышала, как за моей спиной перешептываются: «А, это она, та самая?» Чувствовала себя каким-то революционером!
Я проработала переводчиком девять лет. Это очень монотонная работа, в которой нет ничего нового, только нескончаемый поток технической документации. А самое главное — нет развития: ты на хорошем счету, у тебя гибкий график, но никакого карьерного роста. Сейчас я работаю в офисе, и эти условия нравятся мне намного больше, чем фриланс. Здесь я себя чувствую как в санатории после того переводческого «гибкого графика».
После отчисления из интернатуры я задумалась о том, что же мне делать дальше. Совершенно случайно в интернете наткнулась на статью о Coursera, про которую у нас тогда еще толком никто не знал. Прошла по ссылке, нашла там плашечку «Programming for everybody» и подумала — «о, норм, это же для меня!» Прошла бесплатный базовый курс по Python — он, конечно, был совсем простой, но я подумала, что это хороший старт, чтобы пойти дальше. Затем меня заинтересовало такое хайповое направление, как Data Science, и я целый год проходила несколько англоязычных курсов по машинному обучению и основам Computer Science на edX и Coursera. Но у меня не было опыта, необходимого для трудоустройства в этой сфере. Знакомые подсказали, что оптимальный вариант — начать как C++ разработчик, а потом развиваться дальше. Я решила последовать их совету и пройти этот путь «с низов»: потратила еще год на то, чтобы освоить специализацию из четырех курсов «Основы разработки на С++» от МФТИ и Яндекса на Courser'е. Было сложно, были перерывы, во время которых я «тушила пожар» на прошлой основной работе, некоторые курсовые работы делала по 1,5 месяца, потом досдавала. Но я привыкла самоорганизовываться; не бросала работу переводчиком; скрепя сердце, продолжала переводить. Работала над своим резюме, старательно «вылизывала» курсовую.
Мои друзья работали в Luxsoft, и в моём представлении у этой компании сформировался позитивный имидж. Я шла сюда целенаправленно. Прошла несколько собеседований, и сейчас я C++ разработчик в Luxsoft, разрабатываю программное обеспечение для автомобилей. Мне кажется, меня взяли, потому что я умею быстро шевелиться, могу «въехать» в проект сразу и начать приносить пользу. Здесь не как в поговорке: «Медленно запрягает, да быстро едет» — им нужно, чтобы всё было быстро! Но мне нравится этот темп и вся эта тема в принципе. Когда я только начала изучать C++, передо мной открылась целая вселенная: это удивительный язык, очень интересный. Он весь построен на абстрактных концепциях, которые, тем не менее, для меня были интуитивно понятными. Мне, оказалось, легко мыслить в таких категориях, хотя у многих моих знакомых от одних разговоров про такое «голова болит». Я проходила и более сложные предметы — например, паталогическую анатомию, «царицу наук», как говорили у нас в меде. Что касается первой специальности, то она меня тоже в каком-то смысле не оставляет: друзья постоянно приходят консультироваться по вопросам здоровья — «ой, что-то у меня выскочило, подскажи, чем помазать».