В начале 2019 года писательница Ребекка Рейд придумала определение грустным постам, которые люди пишут в соцсети в надежде получить поддержку — сэдфишинг. Sadfising — от слов sad («грустный») и fishing (дословно «ловля рыбы»), по аналогии с catfishing — создание фейкового аккаунта для знакомств в соцестях. Изначально нейтральный термин быстро приобрел негативный оттенок. К концу года журналисты The Conversation попытались разобраться, какие причины могут лежать за этим явлением, как на него реагируют окружающие, и что это может о них рассказать.
Узнать, действительно ли человеку в интернете грустно или он притворяется, достаточно сложно. Иногда грустные посты используют для того, чтобы поднять важную тему: например, поговорить о депрессии; иногда ими делятся, не задумываясь о том, какую реакцию они вызовут, а порой их используют для провокации.
Когда певец Джастин Бибер поделился откровенным постом о своих переживаниях в инстаграме, многие предположили, что он сделал это только ради реакций подписчиков. А когда модель Кендал Дженнер эмоционально рассказала о своем подростковом опыте с проблемной кожей в посте, оплаченном косметической компанией, ее обвинили в сэдфишинге напрямую.
Понятие «сэдфишинг» достаточно новое, поэтому подробных его исследований еще нет, но если проводить аналогии с попытками привлечь внимание в реальной жизни, такое поведение можно связать с низкой самооценкой, чувством одиночества, нарциссизмом и макиавеллизмом.
Сэдфишинг вызывает в людях разные чувства. Недавний эксперимент показал, что люди с ярко выраженной темной триадой — нарциссизмом, макиавеллизмом и психопатией — реже сочувствуют знаменитостям. На проявление темной триады в каждом случае ощутимо повлияли уже существующие под сэдфишинговым постом комментарии: позитивные отклики повышали шанс на сочувствие к автору, а большое количество негатива склоняло людей в сторону критики и грубости.
Проявления темной триады и отсутствие сочувствия к другим часто сочетаются с желанием привлечь внимание окружающих к себе, поэтому такие люди с большой вероятностью могут сами стать авторами сэдфишинговых постов. Но попытка привлечь внимание в сети, как и в реальной жизни, может отражать и более глубокую проблему — например, истерическое расстройство личности. Люди с таким расстройством склонны драматизировать, преувеличивать и требовать одобрения у других.
Однако не стоит торопиться с обвинениями в сторону каждого, кто пытается вызвать у вас жалость: несправедливые упреки способны вызвать стыд, беспокойство и снижение самооценки, и даже оттолкнуть человка от обращения за поддержкой к врачам или близким, если его проблема реальна.
Тем же, кто размещает сэдфишинговые посты, только чтобы привлечь к себе внимание, стоит помнить, что их действия могут негативно повлять на окружающих. Крайне эмоциональные тексты, например, о проблемах со здоровьем, могут вызвать у читателей не только сочувствие, но и тревогу, и стресс. Хотя соцсети дают возможность высказаться на любую тему, не стоит забывать, что лицемерный пост может принести больше вреда, чем пользы.
Какой из этого стоит сделать вывод? Пожалуй, нам всем стоит думать о том, что и зачем мы постим, и соблюдать вежливость в интернете: потому что, как и в реальном мире, тут нас окружают живые люди.