Как вышло, что сериалы, которые раньше не воспринимали всерьез и считали «стыдным удовольствием», стали важным и уважаемым явлением современной массовой культуры? На этот вопрос отвечает книга «В следующих сериях. 55 сериалов, которые стоит посмотреть». Ее написал креативный продюсер компании Александра Роднянского AR Content и автор телеграм-канала про сериалы Иван Филиппов. Автор подчеркивает, что это не справочник и не путеводитель, а рассказ о том, почему мы все теперь смотрим сериалы. С разрешения издательства АСТ, которое выпустило книгу, «Цех» публикует главу о британском комедийном сериале «Дрянь» (Fleabag).
Юмор и комедия в мире современных сериалов заметно изменились по сравнению с девяностыми и началом нулевых. Все чаще в комедийном жанре, традиционно относящемся к жанру легкому и развлекательному, стали появляться высказывания на темы, к которым обычно обращались драмы. Теперь комедии могли говорить о старости и страхе приближающейся смерти («Метод Комински»), о сложностях и вызовах семейной жизни («Катастрофа»), о смерти ребенка («Шучу»), о гомофобии и абортах («Сексуальное воспитание») или о леденящем одиночестве и сложностях коммуникации с самыми близкими людьми — сериал «Дрянь».
В сериальном мире есть одна симпатичная закономерность: чаще всего по-настоящему крутые, искренние и честные истории получаются в тех случаях, когда авторы пишут про себя. А когда они себя еще и играют, могут выйти совсем выдающиеся истории, такие как «Девочки» Лены Данэм, «ОА» Бритт Марлин или «Катастрофа» Шерон Хорган и Роба Делани. К этой же категории сериалов относится и обаятельная история актрисы Фиби Уоллер-Бридж «Дрянь». Она эту историю придумала, написала и сыграла в ней главную роль.
Дрянью зовут героиню Фиби Уоллер-Бридж (мы так и не узнаем ее настоящего имени). И она, действительно, как человек очень так себе. «Дрянь» — это история ее повседневной жизни, попытки поддержать разваливающиеся отношения со старым бойфрендом или наладить странные отношения с новым, попытки помириться с отцом, не рассориться окончательно с сестрой, не дать прогореть своему кафе и, наконец, примириться с тяжелой потерей — ее лучшая подруга покончила жизнь самоубийством.
В кратком пересказе сюжет сериала звучит излишне депрессивно. Нет, «Дрянь», действительно, не радостный и не духоподъемный сериал, но при этом фильм очень и очень смешной. Просто в особом британском смысле этого слова. Например, в первой серии Дрянь расстается со своим бойфрендом потому, что он заметил, как она ласкала себя, глядя выступления Барака Обамы. С новым бойфрендом отношения тоже складываются странновато: в момент оргазма он кричит «какая маленькая у тебя грудь, это невозможно, какие же они малюсенькие, просто микроскопические!». Дрянь пытается получить кредит в банке — кафе, которое она открыла вместе с лучшей подругой, не приносит никаких денег, — но и тут отказ. Отношения с сестрой напряженные — в отличие от Дряни, Клэр идеальная женщина, держащая свою жизнь под полным контролем. За исключением собственного мужа, который алкоголик и, называя вещи своими именами, неудачник.
Отдельный пласт истории — взаимоотношения Дряни и ее отца. После смерти матери от рака отец заново женился, и Дрянь свою мачеху (в блистательном исполнении лауреатки «Оскара» Оливии Колман) люто ненавидит.
Собственно, все двенадцать серий сериала — это такие короткие зарисовки из жизни девушки в большом и неприветливом городе Лондоне. Тусовки, алкоголь, попытки разобраться в отношениях и в себе и — это самый важный момент — попытки пережить смерть лучшей подруги по имени Бу. Бу была влюблена, но ее бойфренд изменил ей. Тогда она решила его немного «напугать» — «я попаду в больницу, и он сразу вернется», но не рассчитала свои силы и попала сразу на кладбище.
«Дрянь» невероятно остроумная, честная, искренняя, неполиткорректная и современная история о жизни и отношениях. Это, конечно, история любви, но история чьей именно любви — сложной любви сестер, любви к матери, запретной любви к священнику или любви к себе — каждый зритель решит для себя индивидуально. «Дрянь» не стесняется говорить о самых физиологических явлениях, например, о месячных — совершенно блистательно придуманный музыкальный номер. Или о вещах важных и серьезных, например, о смерти и тоске об ушедшем, но при этом делать это с удивительной интонацией.
Две сестры сидят на могиле матери и вспоминают ее, обсуждают, как они скучают, но разговор этот упакован в остроумное рассуждение о метеоризме. Такое радикальное сочетание телесного и возвышенного и создает удивительный мир сериала, одновременно трогательный и провокационный.
Один из основных приемов сериала — прямой разговор главной героини со зрителем. Она ломает «четвертую стену» и говорит с нами напрямую, рассказывая, объясняя и даже в чем-то исповедуясь зрителю. И это делает «Дрянь» невероятно интимной историей. Весь второй сезон будет посвящен отношениям главной героини с католическим священником (его играет Эндрю Скотт, известный вам по роли Мориарти в «Шерлоке»), который, по очевидным причинам, не может быть с ней. И это, пожалуй, самый амбициозный любовный треугольник эпохи нового телевидения: он, она и Бог. С очень честным, хотя и грустным финалом.