Для массового зрителя кино начинается с актёров — их знают все, они кумиры миллионов. Некоторые знают режиссёров. А ведь кино начинается не с них. Самый незаметный труд в кинопроизводстве — сценарный. При этом он — самый важный. Ведь именно сценаристы создают истории и миры, за которыми мы потом (иногда на протяжении нескольких лет) наблюдаем на экране. Именно об этом и рассказала сценарист сериалов «Завтра», «Квест» и «Лондонград» Елена Ванина на встрече со своим учеником — Алексеем Полиховичем в рамках проекта «Цех: Перезагрузка».
О наполнении мира
Для создания мира нужны детали. Как выглядит комната бедной семьи? Какой календарь висит у них на стене и какого цвета занавеска? Об этом должен думать сценарист. Например, «Магазинные воришки» — фильм со множеством деталей. Это важно для сценариста, потому что, чем больше зритель верит миру и персонажам, тем больше прощает автору. В драме и реализме самое сложное — максимальное количество правдоподобных деталей. И они гораздо важнее, чем диалоги.
Про рамки
Не менее важен для определения мира социум главного героя — так появляются границы. Важны география, время и эпоха. Мир произведения — это рамки, которые можно сужать или расширять. В случае замкнутого мира (квартира, тюрьма) то, что попадает в пространство, позволяет понять время и контекст.
Про крючки
У сценария сериала структура более жесткая, чем у сценария кинофильма. В кино зритель лояльнее. Он уже потратился и пришел в кино, поэтому у фильма есть время на раскачку. Сериалу сложнее: посмотрел 10 минут — не зацепило — пошел дальше. Тут важны крючки, которыми история сразу цепляет зрителя и удерживает его внимание на протяжении нескольких серий.
О взаимоотношении мира и героя
Внешний мир — продолжение внутреннего мира героя. Либо он его зеркалит, либо резко ему противостоит. Почему на Урале так много творческих людей? Потому что мир жесткий, люди с ним борются и создают свою вселенную. Но человек издалека — например, американец — с ним сражаться не будет. Ему понравится фактура Урала. С парнем, который здесь вырос, это уже не работает. Мир — это он. Ему не хочется быть миру равным, он ему противостоит.
Об условностях
Клише могут работать на тебя, но с ними надо правильно обращаться. В жанровых вещах клише помогают зрителю понять, в какую игру ты играешь и принять её правила. Важный вопрос: если решил создавать мир с условностями, в чем будет правдоподобие, как ты покажешь его зрителю? В России любят клише, но совершенно не умеют с ними работать. А ведь с помощью их можно привлечь внимание к герою или подчеркнуть жанровые особенности. Вот мы снимаем неонуар. Что там должно быть? Блондинка, пьющий, разочаровавшийся в жизни герой, мало света и много тени. Дальше мы думаем: можем ли мы показать такой Москву? Кто тогда будет роковой женщиной в 2019 году в Москве? Тут важно, как ты управляешься с клише, ставишь их себе на службу, переосмысливаешь.
О подмирах
Кроме большого мира, в котором разворачивается главная история, могут быть подмиры. Их можно собирать, как лего — несколько миров из деталей. Вот большой мир — квартира героя, а это — рынок садоводов, подмир. Между героями и подмирами свои отношения. Распространенная ошибка: герой принадлежит к одному подмиру, потом его выталкивают в другой, и правдоподобие, выстроенное в рамках первого мира, рушится. Потому что автор имеет слабое представление о втором мире. Важно уделять внимание переходам между мирами и изучению каждого из них. Особенно тех, которые автору не знакомы.
«Цех: Перезагрузка» — проект о вдохновении и желании перемен. Декабрь — самый подходящий месяц, чтобы начать что-то менять: хобби, профессию или жизнь. В нашем разделе вы можете почитать конспекты профессионалов о развитии личного бренда, создании контента, парикмахерском искусстве и открытии кондитерской. Вдохновляйтесь и не бойтесь перемен!