В этом году исполняется 100 лет с момента открытия школы Баухаус. Школа стала домом для многих дизайнеров, архитекторов и художников, оказав огромное влияние на архитектуру, фотографию, дизайн мебели и другие виды искусства нового времени. Ни один предмет обихода сейчас не был бы таким, какой он есть, если бы не Баухаус. Мы подготовили для вас краткий конспект лекции «Баухаус: история школы, изменившей мир», которая будет интересна как настоящим профи, так и тем, кто совершенно не разбирается в истории архитектуры и дизайна. Лекцию в библиотеке им. Некрасова прочла Анна Броновицкая, кандидат искусствоведения, директор по исследованиям Института модернизма, преподаватель архитектурной школы МАРШ.
С чего началась идея школы нового типа?
Произошедшая в конце восемнадцатого века промышленная революция плохо сочеталась с традиционной эстетикой. Производство предметов повседневного спроса, одежды и мебели ушло на фабрики, но в их создании участвовали инженеры, в то время как дизайнеры занимались лишь внешним видом объектов, который не всегда сочетался с их функциональностью. Таким образом общество продолжало отдавать предпочтение вещам, созданным ручным трудом, хотя те и были ощутимо дороже.
Путь новой эстетики начался в Англии с дизайнера Уильяма Морриса. Он хотел соединить искусство и хорошо налаженное, но преимущественно ручное, производство. Он запустил движение «Искусства и ремесла», где действительно создавались красивые и современные вещи для домашнего обихода, но они оказывались слишком дорогими, что приводило социалиста Морриса в отчаяние.
Тем не менее, новая эстетика, избавившись от ненужного и лишнего декора, оказалась очень привлекательна. Влияние «Искусств и ремесел» распространилось по Европе и Северной Америке.
Важный шаг к современной эстетике был сделан в первые годы XX века в Германии. Немецкий архитектор Герман Мутезиус выпустил в 1904 году книгу под названием «Английский дом», посвященную архитектуре и дизайну.
Как появилась школа?
После окончания учебы Вальтер Гропиус, основатель школы Баухаус, работал в архитектурном бюро Петера Беренса. Одновременно с ним там находились Ханнес Майер и Людвиг Мис ван дер Роэ, которые впоследствии тоже возглавят школу. Именно в бюро Гропиус знакомится с зарождающимся промышленным дизайном.
Во время учебы и работы у Беренса Гропиус присоединился к обществу «Веркбунд», одним из организаторов которого был бельгийский дизайнер Анри Ван де Велде, родоначальник стиля ар-нуво. Именно он построил, а затем и возглавил школу декоративно-прикладного искусства, где продвигал свой взгляд на архитектуру и дизайн. Ван де Велде был вынужден покинуть Германию из-за начавшейся войны, а в построенном им здании в 1919 году открылась школа Баухаус.
Гропиус был идеальной фигурой руководителя для новой школы — он происходил из богатой буржуазной семьи, которая могла похвастаться большим количеством «нужных» связей, был чистокровным немцем и прошел войну. К открытию школы он уже считался хоть и молодым, но достаточно опытным архитектором: по его проекту было создано здание обувной фабрики «Фагус», считающееся одним из первых зданий современной архитектуры, при постройке которого использовалось железо, бетон и стекло.
Война сильно повлияла на Вальтера Гропиуса — он был связным на фронте, его дважды тяжело ранили. Для него эти испытания, чудовищный военный быт были поводом переосмыслить свою жизнь и свои представления о комфорте. В то же время он много думал о самом ужасе войны, о том, что она является крахом знакомой ему цивилизации. Именно в это время к нему пришла идея создания новой школы.
Гропиус выпустил «манифест Баухауса», призывающий объединить искусство и ремесло. Он писал, что необходимо единство всех областей: «Архитекторы, скульпторы, художники — мы все должны вернуться в мастерские! <…>. Поэтому давайте создадим новую гильдию ремесленников, свободную от притязаний классовых разногласий, возводящих горделивый барьер между ремесленниками и художниками. Давайте стремиться к задумке и созданию нового здания будущего, которое объединит все дисциплины, архитектуру, скульптуру и живопись, и которое однажды поднимется на небеса из миллиона рук ремесленников как ясный символ новой веры».
Преподаватели и дисциплины школы
Потребность в школе была огромной, ее пришлось открыть практически без подготовки из-за большого количества желающих. Обучение в школе было бесплатным, Гропиус вкладывал деньги своей семьи.
Вторым человеком и помощником Гропиуса в школе был Иоганнес Иттен, швейцарский художник и философ, занимавшийся теорией цвета. Иттен был последователем одной из разновидности зороастризма, что было типично для многих творческих людей начала XX века.
Первые созданные учениками планы и проекты были далеки от реальности. Многие из работ выглядели как игра в кубики, но именно это и должно было помочь ученикам раскрепоститься и начать создавать что-то новое. Задачей Иттена было духовное изменение его подопечных.
Гропиус уже тогда решил, что обучение должно начинаться с подготовительного курса: исследование материалов, формы, цвета. Существовали мастерские металлообработки, деревообработки, текстильная, гончарная, витражная, книжная и другие. Преподавание непосредственно архитектуры в школе началось только в конце 20-х годов.
Иттен руководил подготовительным курсом и присматривал за всеми мастерскими. Он настаивал на том, что перед тем, как заниматься художественным творчеством, необходимо духовно настроиться. Он ввел в учебную программу ритмические упражнения, дыхательные практики и медитацию, а также предлагал студентам читать стихи или петь. Так как Иттен был увлечен восточной философией, он считал, что стремление человека к внешнему, научно-техническому прогрессу, необходимо уравнять развитием в учениках внутренних качеств. Сам Иттен стремился к просветлению, предпочитал носить созданную им самим одежду и был вегетарианцем. Вслед за ним многие ученики также отказались от мяса.
Первые годы в школе были экспериментальными: с одной стороны рассматривались возможные техники и материалы, с другой — появлялись новые решения.
В школу старались привлекать как можно больше сторонников, устраивая мероприятия и выступления. При Баухаусе работала театральная мастерская, деятельность которой тоже была направлена на духовное преображение студентов.
В 1923 году Гропиус придумывает новый слоган школы: «Искусство и технологии: новое единство» и разрабатывает более систематическую программу обучения. Она подразумевала разделение на три курса: подготовительный, практический и строительный. Во время подготовки студенты изучали основы и пробовали работать с материалом, на практическом знакомились с формой и цветом, создавая объекты для массового потребления, а на строительном уже отправлялись на площадку.
В тот момент в Баухаусе работали многие известные люди. Хиннерк Шепер занимался разработкой теории цвета применительно к архитектуре, т. е. объяснял принцип окраски зданий как внутри, так и снаружи. Он приезжал в Советский Союз и создал цветовую схему Дома Наркомфина. Марсель Брёйер — бывший ученик Баухауса, впоследствии ставший преподавателем. Занимался дизайном мебели и создал знаменитый стул «Василий» (названный в честь Василия Кандинского), сделанный из холста и велосипедных трубок. Пауль Клее — художник, одна из самых известных фигур европейского авангарда. Василий Кандинский — знаменитый художник, преподаватель мастерской живописи. Оскар Шлеммер — художник, скульптор и хореограф, преподавал создание металлических изделий и скульптуру. Шлеммер, в частности, придумал привязывать к человеческому телу палки, чтобы помочь ученикам ориентироваться в пространстве. Также он создал знаменитую театральную постановку «Балет триад».
Что создала школа?
Со временем из школы уходит программа, придуманная Иттеном, уступая свое место конструктивистской практике. Студенты, работая с разными материалами, пытаются через форму найти свойства этих веществ. Многие работы учеников сразу же патентуются и выпускаются на рынок. Одной из успешнейших студенток того периода является Марианна Брандт, придумавшая прототипы современной подвесной люстры и лампы на гнущейся ножке. Варианты этих предметов выпускаются до сих пор.
Недалеко от Баухауса находится завод по производству велосипедов, при помощи которого и создается стул «Василий». Абсолютная реформа произошла в шрифтах, которая впоследствии повлияла на все современные шрифты. Именно в Баухаусе перестали использовать заглавные буквы во время публикаций.
Переезд из Веймара в Дессау и смена руководства
В этот период начинается поиск покровителя Баухауса. Блестящий преподавательский состав, интерес публики и новые открытия позволяли школе выбирать. Так в 1925 году она переехала в Дессау.
Школе была выделена земля, что позволило создать новое здание в полном соответствии с нуждами. Оно делилось на три части: классы, мастерские и общежитие. Фотографии школы публиковались во всех архитектурных журналах по всему миру.
В 1928 году место руководителя школы занимает Ханнес Майер. Он, как человек подходящего круга, а также практикующий архитектор, показался Гропиусу наиболее достойной кундидатурой.
С самого начала Гропиус воздерживался от активной политической позиции — школе нужна была поддержка со всех сторон, поэтому приходилось идти на компромиссы. Однако, Майер был социалистом и многие студенты и преподаватели начали посещать манифестации и митинги. Это вызывало недовольство у городских властей.
При помощи учеников школы Майер начинает проектировать «мебель для народа». Дешевые материалы, простое изготовление — Майер считал, что функциональность всегда должна идти перед красотой. Именно в этот период придумывают сборную мебель и плоскую упаковку. Создаются одни из первых офисных стульев.
Баухаус начинает сотрудничать с фабрикой, выпускающей обои. Однотонные и с разной фактурой эти настенные покрытия в то время пользовались огромным успехом и до сих пор не теряют своей актуальности.
Последние годы работы школы
В 1930 году Майера сменяет Людвиг Мис ван дер Роэ. Студенты — поклонники Майера — не принимают Мис ван дер Роэ. Тот в ответ закрывает Баухаус, увольняет весь преподавательский состав и отчисляет учащихся. Затем он открывает школу вновь и принимает лишь тех, кто официально согласен с его назначением. Достаточно большое количество учеников возвращается обратно.
Мис ван дер Роэ много работает с Лили Райх. Она начинала с дизайна женского белья, но современные историки считают, что влияние Райх в их работе доминировало — именно она отвечала за выставки и поиск клиентов, но в 30-е годы было не принято упоминать женщин как соавторов.
Мис ван дер Роэ сдвигает фокус внимания на архитектуру, учит проектировать, давая принципиально небольшие задания, находит заказы, заботится о продаже патентов, отвечая за все доходы школы.
В Дессау в результате выборов к власти приходят ультраправые, и школе приходится переехать в Берлин.
Баухаус в мире
В конце 30-х годов была попытка открыть школу в Чикаго, но она не удалась. Гропиус и Брёйер активно работали в Америке, как и многие другие. В Европе современное движение строилось вокруг социализма, в Америке же все упиралось в бизнес, что позволяло дизайнерам и архитекторам Новой школы больше строить. Квалифицированная рабочая сила, большая творческая свобода — всё это было благодатной почвой для работы.