Иногда кажется, что все, что мы видим в кино — это полёт безграничной фантазии сценаристов. На деле создание сценария подчиняется своду правил, которые надо освоить прежде, чем приступить к написанию своего первого текста. Об этих законах сценаристка российских сериалов Лена Ванина и её ученик Алексей Полихович говорили на заключительном мастер-классе, который состоялся в рамках проекта «Цех: перезагрузка».
У каждого фильма есть трехактная структура, реже — пятиактная.
Первый акт. Экспозиция
Здесь мы рассказываем о герое и привычном для него мире. И здесь же происходит событие, благодаря которому зритель должен понять, почему именно с этого момента мы начинаем следить за историей на экране. Это событие может произойти за кадром, в самом начале фильма или спустя некоторое время. Этот момент знаменует собой конец первого акта и начало второго.
Второй акт. Появление зла
Зло может быть экзистенциальным или буквальным — антагонист. Зло мешает герою достигнуть цели: он сталкивается с рядом преград, которые надо преодолеть. В этой борьбе появляется конфликт. С каждым разом ставки повышаются. К кульминации зритель должен либо сочувствовать герою, либо ненавидеть его. Главное — вызывать эмоции.
Самый простой вариант цели для героя — «Мне надо одолеть этого чувака». Или: «Нужно отнести кольцо в Мордор». Бывает зло-обман — герой сражается с одним, а потом выясняется, что нужно было сражаться с другим.
Любой сценарий — это сценарий про смерть. В том смысле, что для героя — история на экране всегда про жизненно важные события. Это не означает, что на фоне должен играть похоронный марш, но мы, зрители, застаём героя в самый сложный момент.
Пятиактная структура
Иногда второй акт делят ещё на три. Тогда они устроены по принципу: хуже, еще хуже, фейковая победа, от которой все еще хуже. Здесь важно сохранить баланс. Если орать три часа подряд, зритель потеряет восприимчивость к крику. Эмоции нужно чередовать, чтобы эффект сработал.
Третий акт. Низшая точка
Герой проиграл, но он делает последний рывок, который приводит к плюсу или минусу. Важно — заряд изменений автор выбирает сам. Три акта — это условная таблица изменений, которые происходят с героем.
О сценах:
Сцена — единство времени и действия. Она всегда должна отвечать на вопрос: «Зачем?» Сцена не может быть ради того, чтобы герой просто поболтал с друзьями. Отвечать на вопрос лучше действием, чем словами. И важно регулярно спрашивать себя: нужна ли эта сцена или без неё можно обойтись?
Сцену не обязательно начинать и заканчивать. Можно ворваться посреди фразы и также её оборвать. Но этот приём тоже должен быть оправдан и отвечать на вопрос: «Зачем?»
О методе:
Ни один сценарист не сидит над сценарием с учебником. Правила со временем запоминаются и применяются интуитивно. Сначала составляешь план фильма — поэпизодник. В нем описываешь весь фильм, конфликты и последовательность, без диалогов. Затем начинаешь на скелет наращивать мышечную массу. Расписываешь внутренний конфликт: как он развивается, как проявляется во внешнем, где находится зло, с которым борется герой. Затем раскладываешь все это по сценам. Если чувствуешь, что где-то действие провисает — усложняешь.
Отзыв о проекте «Цех: перезагрузка» от Лены Ваниной:
Мне сложно представить, что преподавание может надоесть. Это каждый раз новые люди, новые миры и эмоции. Если ты любишь преподавать, то каждый раз — это квест, из которого будут разные выходы. Но вот такой опыт — чтобы мастер-класс один на один, у меня был впервые. И это очень крутой опыт.
Мой ученик, Алексей — талантливый. Он знает и чувствует какие-то вещи лучше меня, он очень точно, внимательно подмечает и описывает детали. А это редкое и очень важное для сценариста качество: уметь точно видеть мир вокруг. Я, конечно, прочла и его фейсбук, и текст на «Медузе». Леша — очень смелый, гораздо смелее меня, например. А в писательстве смелость важна. Можно привести много примеров про трусливых писателей, но я не буду. Леша — безусловно писатель.
А так: не знаю, чему можно научить за три встречи. Не уверена, что писать сценарии можно научить и за год. Для этого нужно написать несколько сценариев, и понять, что работает у тебя, а что — точно нет. И продолжить учиться. А за три занятия можно разве что вдохновить, заразить и показать направления. Очень надеюсь, что у нас это получилось. Спасибо, Леша.
Отзыв о проекте «Цех: перезагрузка» от Алексея Полиховича:
Получил от курса то, что и хотел — живое общение с мастером своего дела. Расстроило только, что занятий всего три.
В остальном все было круто. Я придумывал героя, мир и историю. Лена подсказывала, что выглядит не совсем реалистично, где части истории вступают в противоречие, где детали не стыкуются. Самое важное, что вынес из занятий — надо пробовать, пробовать и еще раз пробовать.
Разобравшись в характеристиках кубиков конструктора, дальше надо просто строить. «Сценарий быстро пишется и долго редактируется», — как говорит Лена. Количество потраченных на дело часов в итоге так или иначе превращается в качество, если двигаться в правильном направлении. Главное, не потерять интерес по дороге.
Все материалы Лены Ваниной в рамках проекта «Цех. Перезагрузка»:
- «Писать сценарии — самая сложная работа, которая может быть» — интервью с Еленой Ваниной.
- «Тюрьма мне сильно помогла — я обрел веру в свои силы». История Алексея Полиховича.
- «Придумывать нужно не типаж, а живого человека». Как написать сценарий: 5 полезных советов — конспект первого мастер-класса.
- «В России любят клише». Сценарист российских сериалов рассказывает о своей работе — конспект второго мастер-класса.