13 октября Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выступила с докладом о распространении антибиотикорезистентности[1]. По данным ВОЗ, в 2023 году каждый шестой случай заболевания бактериального происхождения показывал устойчивость к препаратам. Значит ли это, что антибиотики скоро перестанут работать, и что делать, чтобы этого не произошло?
Могут ли антибиотики перестать работать
Антибиотикорезистентность — это способность бактерий расти и размножаться тогда, когда мы хотим их убить. Устойчивость бактерий к антибиотикам может быть природной[2] и приобретенной — именно ее мы сейчас и боимся. Из-за того, что бактерии могут научиться сопротивляться антибиотикам, мы не имеем права самостоятельно назначать себе препараты.
Представьте, что чашка, в которой живут бактерии, — это город. Антибиотик — это оружие массового поражения, но не абсолютного. Всегда остаются выжившие — обычно это клетки, в которых произошла случайная мутация, давшая им преимущество перед остальными.
Антибиотик убил всех, кроме бактерий-счастливчиков, а значит, снизил конкуренцию за пищу и пространство. Они начинают активно размножаться, появляется новая цивилизация — с мутацией, которая защищает их от гибели от следующих атак антибиотика. Более того, бактерии могут еще и «общаться» с другими видами (а у нас в организме их очень много), передавая им эту мутацию.
Поэтому, как только человек снова начинает принимать антибиотики, он сталкивается не с чувствительными предками, а с устойчивыми потомками, что заметно усложняет терапию. То есть происходит классический естественный отбор, но в сильно ускоренной перемотке: выживает тот, кто умеет адаптироваться.

Молекулярные механизмы этого явления различны. Бактерии могут начать производить вещества, которые разрушают препараты, изменять свое строение или просто очень активно выводить лекарства из клетки. Также бактерии могут бороться с антибиотиком целой колонией — наслаиваться друг на друга и создавать биопленку, из-за чего лекарство никогда не доходит до нижнего слоя. Например, такие биопленки образует синегнойная палочка[3], которая относится к наиболее проблемным патогенам в больницах. Она сложно поддается лечению, формирует у пациента хроническое течение заболевания и является источником внутрибольничных инфекций.
Что будет, если антибиотики перестанут работать
Без преувеличения, развитие антибиотикорезистентности — это огромная проблема для человечества, несмотря на то что ученые постоянно ищут новые соединения в самых нетрадиционных местах. Например, даже в археях[1], которые живут в таких экстремальных условиях, как соленые озера, горячие источники и глубоководные разломы, или в макромицетах[2].
Если антибиотики перестанут работать, с человечеством будет примерно то же самое, что было до открытия первого препарата — пенициллина. Простая пневмония, кожные инфекции или послеоперационное воспаление станут трудноизлечимыми состояниями.
Из-за устойчивости к антибиотикам уже постепенно увеличивается средняя длительность госпитализации. Это связано с тем, что подобрать нужный препарат становится сложнее, выздоровление замедляется (устойчивые патогены размножаются, даже когда пациент получает терапию) и повышается риск осложнений. Более того, приходится использовать более сильные, токсичные препараты, без которых пациент просто не выживет.
Современная медицина опирается на антибиотики для защиты от вторичных инфекций — тех, которые возникают на фоне ослабленного другим заболеванием иммунитета. Это накладывает серьезные ограничения на проведение сложных операций, трансплантации органов, химиотерапии онкологических заболеваний и на уход за недоношенными детьми. Поэтому основная проблема выходит далеко за рамки лечения зеленых соплей.
Как бороться с антибиотикорезистентностью
С точки зрения здравоохранения тема антибиотиков уже давно контролируется. В 2006 году Европейский союз ввел запрет на использование антибиотиков в корме для стимулирования роста скота. А также ограничил использование в ветеринарии препаратов, критически необходимых человеку. Эти меры помогают замедлить развитие устойчивости, потому что резистентные бактерии и мутантные гены могут передаваться от животного к человеку через пищу или прямой контакт.

Один из путей замедления устойчивости — предупреждение инфекций, то есть вакцинация. Существуют вакцины против туберкулеза, дифтерии, столбняка, коклюша и пневмококковых заболеваний. Сейчас вакцин не так много, но это перспективное направление исследований.
Другая идея — использовать против бактерий не химические соединения, а вирусы, которые поражают бактерии, — бактериофаги. То есть подселять в организм вирусы, которые будут прицельно заражать патогенные бактерии.
Можно также контролировать резистентность бактерий с помощью геномного редактирования — внесения искусственных изменений в генетический материал бактерии, что сделает клетку снова чувствительной к препаратам.
В первую очередь ответственность за развивающуюся устойчивость бактерий к препаратам лежит на каждом болеющем человеке. С каждым годом всё больше терапевтов лечат по законам доказательной медицины. Прежде всего это предполагает строго обоснованное назначение антибактериальной терапии и использование препаратов узкого спектра действия против конкретного возбудителя заболевания. Вирусные и грибковые инфекции не лечатся антибиотиками, потому что вирусы и грибы — это не бактерии. И поэтому нам как пациентам остается не заниматься самодеятельностью.
Очень важные правила по приему антибиотиков:
- Не принимайте антибиотики самостоятельно. Если захотелось — запишитесь к врачу.
- Строго соблюдайте график и не пропускайте ни одного приема. Если пропустили — не удваивайте.
- Ознакомьтесь с побочными эффектами перед началом лечения. Если заметили аллергическую реакцию — обращайтесь к врачу.
- Не используйте антибиотики для профилактики. Просто не надо.
- Не смешивайте антибиотики с алкоголем и другими препаратами. Если необходимо — согласуйте с врачом.
- Никогда-никогда не завершайте лечение раньше времени. Даже если чувствуете себя лучше — всё равно пропейте курс до конца.
Обложка: © Lusof / Shutterstock / Fotodom











