К концу 2030-х годов в мире начнут появляться киборги, заявил президент РАН Геннадий Красников. На самом деле они окружают нас уже сейчас: киборгами вполне можно считать людей с кардиостимуляторами, протезами конечностей, биосенсорами или слуховыми имплантами. Что люди могут заменить себе уже сегодня, сколько это стоит и где проходит граница между лечением и искусственным усовершенствованием человека?
Что случилось
Президент РАН Геннадий Красников в интервью «РИА Новости» заявил, что к концу 2030-х годов люди смогут вживлять себе дополнительную память и инфракрасное зрение, а также улучшать слух. По его словам, отличить робота от киборга станет довольно сложно.
Для полноценного развития индустрии пока что не хватает технологий: для появления киборгов необходимо создать сети 5G и 6G, с помощью которых можно построить суперкомпьютерные центры, необходимые «для обучения автономных роботов».
Кто считается киборгом
Массовая культура навязала нам представление о киборгах как о технически модифицированных существах, зачастую лишенных чувств и похожих на роботов: Дарт Вейдер, Нео из «Матрицы», Отто Октавиус из «Человека-паука».
Это правда только отчасти: киборг — сокращенно от «кибернетический организм» — объединение биологического организма и механических или электронных компонентов. По сути гибрид человека и машины в разных пропорциях: формально киборгом считается как киборг полной конверсии — когда от биологического организма в теле остается только подключенный к датчикам и механизмам управления мозг, так и человек со вставной челюстью. Хотя считается, что имплантированные элементы по сложности и эффективности работы должны быть соизмеримы с органическими частями, чтобы человека можно было признать киборгом.
Органические части — это именно то, что отличает киборга от робота. К тому же робот действует согласно заложенной в него программе, а киборг принимает решения самостоятельно.
Так что киборгом можно считать любого человека, имеющего сложные и эффективные медицинские импланты, протезы и стимуляторы. Ученые успешно создают киборгов уже несколько десятилетий: более 50 лет назад был создан первый полностью находящийся под кожей электрокардиостимулятор — устройство, которое поддерживает частоту сердечных сокращений у больного. Сегодня электрокардиостимуляторами никого не удивить: ежегодно вживляется более 500 000 таких приборов.
Имплантация медицинских приборов сегодня — один из самых прибыльных бизнесов в США. Такие приборы используют и для восстановления функций организма, и для улучшения жизни, и для проведения инвазивных анализов.
Как можно модифицировать тело уже сегодня
Слух. Восстановление слуха сегодня уже возможно — с помощью кохлеарных имплантов. В улитку внутреннего уха устанавливается специальный прибор, который стимулирует сохранные структуры слухового нерва, что способствует восприятию звуков. Установленный имплант может восстановить полностью отсутствующий или утраченный слух. Основное показание для такой операции — нейросенсорная тугоухость. Средняя стоимость имплантации в Москве (вместе с ценой импланта) — 1,5 млн рублей.
Зрение. Для модификации зрения существуют бионические сетчатки — протез сетчатки для слепых людей, у которых клетки-рецепторы сетчатки потеряли свои функции, но зрительный нерв сохранил связь с головным мозгом. Пока что они не возвращают зрение полностью, но позволяют различать контуры и свет, что кардинально меняет жизнь незрячих. Сегодня в мире проведено свыше 250 операций, в июне 2017-го первую операцию по установке ретинальной протезной системы провели в России. Стоимость операции и самой протезной системы — около 10 миллионов рублей.
Опорно-двигательный аппарат. Модифицировать его можно с помощью бионических протезов, которые практически полностью восполняют потерянные функции конечностей. А некоторые новейшие устройства даже позволяют человеку осязать объекты: это происходит за счет электродов, внедренных в сенсорную и двигательную кору мозга. Датчики на протезе реагируют, когда изделие испытывает на себе давление, и, трансформируя эту силу в электрические сигналы, отправляют их в мозг пациента. Бионические протезы делятся на два типа: однохваты, где есть жест сжать/разжать кисть, и многохваты — протез может показывать предварительно программируемые на смартфоне движения. Протезы создаются индивидуально: гильза, к которой крепится бионическая рука или нога, должна идеально подходить по форме и размеру. Цены на бионические протезы начинаются от 500 тысяч рублей (однохват предплечья), самые дорогие стоят около 8 миллионов (однохват или многохват предплечья с локтем).
Память. В марте 2018 года американские ученые провели эксперимент с протезом для гиппокампа, который в теории должен был улучшить память людей, участвовавших в исследовании. Всего в эксперименте приняли участие 22 добровольца, страдающих эпилепсией. В рамках плановой операции на мозге каждому внедрили имплант, который распознает механизмы, отвечающие за извлечение воспоминаний из памяти, а затем воспроизводит их посредством стимуляции отдельных групп нейронов.
Искусственные органы. С конца 1990-х годов ученые работают над созданием искусственных органов. Самые изученные методы сегодня — печать на 3D-биопринтере и выращивание органов на каркасе, который получают из биодеградируемого полимера, а потом заселяют клетками. Клетки постепенно разъедают каркас, делятся и осваивают освободившееся пространство.
Индустрия искусственных органов активно развивается: в 2025 году Международная группа биотехнологов создала технологию биопечати островков поджелудочной железы, пригодных для подкожной имплантации пациентам с диабетом первого типа, а совсем недавно, в середине августа, шведские исследователи из университетской клиники Сальгренска в Гётеборге начали имплантировать пациентам ткани, созданные на 3D-принтере. Однако пока массово эти технологии не применяются, так как всё еще находятся на этапе лабораторных исследований и тестирований.
Почему искусственные органы лучше донорских
Искусственное сердце, почки и легкие потенциально способны снизить дефицит органов, подходящих для пересадки. К тому же искусственный орган априори лучше любого донорского, так как не содержит его клеток и не вызывает отторжения иммунной системой реципиента.
Помимо этого, предполагается, что искусственные органы можно будет использовать не только в качестве имплантов, но и для изучения и тестирования лекарств и косметики: они этически нейтральны и обходятся дешевле, чем испытания на лабораторных животных.
Что такое Neuralink
В 2016 году Илон Маск учредил проект Neuralink — компанию, которая занимается разработкой специального прибора, способного передавать сигналы мозга по Bluetooth. Впервые прибор показали в июле 2019-го.
Главная задача Neuralink — научиться лечить заболевания мозга и расширить возможности людей, в первую очередь тех, кто страдает неврологическими заболеваниями. Предполагалось, что аппарат позволит контролировать гормоны и справляться с тревожностью, а также позволит передавать музыку прямо в мозг — люди смогут слушать музыку на тех частотах, которые обычно недоступны для человеческого слуха.
Чип вживляется под кожу и подключается к мозгу массивом нитевидных электродов. Всю операцию совершает робот-хирург, который просверливает отверстие в черепе и подсоединяет электроды. По словам Маска, операция безболезненная и не требует анестезии. Заряда нейрочипа хватает на весь день, а ночью он заряжается с помощью магнитного устройства, похожего на Apple Watch. Он рассчитан на десятки лет бесперебойной работы. Стоимость самого устройства и его установка могут обойтись в $60 тысяч (около 5 млн рублей).
Первым пользователем чипа стал 30-летний Нолан Арбо. Мужчина парализован ниже шеи и согласился стать участником исследования: Арбо перенес операцию по вживлению нейрочипа Neuralink в январе 2024 года.
В 2024 году издание Scientific American выпустило исследование, посвященное нейроимпланту Арбо. В нем мужчина рассказал, что смог управлять компьютерной мышью через неделю после операции, а через пару месяцев смог играть в компьютерные игры. По его словам, у устройства есть только один значительный недостаток: его необходимо регулярно заряжать.
В марте 2025 года мозговой чип человеку успешно внедрили в Китае. Пациент «Центра передового опыта в области науки о мозге и интеллектуальных технологий» (CEBSIT) при Академии наук Китая потерял все четыре конечности 13 лет назад. В конце марта ему вживили мозговой чип, и уже через неделю он смог играть в гоночные игры и шахматы на компьютере, управляя устройством с помощью силы мысли и чипа с технологией Bluetooth. Китайский имплант самый маленький в мире: по сравнению с разработкой Neuralink чип в пять раз меньше и в 100 раз более гибкий.
Этично ли модифицировать свое тело без медицинских показаний
Новые имплантируемые технологии в целом воспринимаются обществом позитивно, однако с этической точки зрения возникают вопросы.
В индустрии имплантации активно обсуждается различие между необходимой терапией и улучшениями организма. Споры ведутся не только о технологиях (протезах и имплантах), но и о новых препаратах, улучшающих работу мозга. Появился даже специальный термин — нейроэтика — для обсуждения различных аспектов существования «улучшенных» с помощью нейроимплантов людей. Исследователи в области нейроэтики обсуждают когнитивные улучшения, то есть технологии, которые позволяют нормальным людям когнитивно функционировать на более высоком уровне. Предполагается, что это может обострить существующее социальное неравенство: позволить себе «улучшать» организм могут только очень богатые люди.
Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Возможно, с развитием технологий проведение имплантации станет дешевле. На сегодняшний день многие разработки ученых еще не применяются массово, а находятся на этапе лабораторных исследований. Для полноценного повсеместного появления киборгов необходимы мощные технологии, в том числе создание сетей 5G и 6G. Разработка и стандартизация 6G — это глобальный процесс, который координируют Международный союз электросвязи (ITU) и проект 3GPP. Ожидается, что первые технические спецификации будут готовы к концу 2028 года, а коммерческое развертывание систем 6G начнется примерно в 2030 году.
Обложка: коллаж «Цеха». Фото: © Olena Yakobchuk, Stefano Buttafoco / Shutterstock / Fotodom